Форум путешественников

Ослинские музеи (музейный Осло)

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 395
    • Просмотр профиля
Ослинские музеи (музейный Осло)
« : Февраля 03, 2016, 10:18:01 »

Двухтомник Фритьофа Нансена(Fridtjof Nansen) «Фрам в Полярном море» был одной из первых книг, которые я прочитал, когда научился читать. Увидеть знаменитый корабль мне хотелось давно и вот я в музее «Фрама» на музейном острове в Осло. Корабль занимает центр экспозиции, на него можно подняться, спуститься внутрь, осмотреть кают-компанию, камбуз, машинное отделение. «Фрам» был специально спроектирован для дрейфа вмерзшим в полярные льды. По замыслу Нансена судно должно иметь форму подводной части близкую к яйцевидной, поэтому при ледовом сжатии, погубившем немало судов оказавшихся в ледовом плену, его только выдавливало вверх, но не разрушало корпус, что подтвердилось в условиях ледового дрейфа.


Нансен задумал не пробиваться через полярные льды, а, дрейфуя вместе с ними на «Фраме» под действием полярных течений, попасть если не на сам Северный полюс, то максимально близко к нему. Судно было невелико, рассчитано на небольшую команду, которая в пути должна была осуществить довольно обширную научно-исследовательскую программу, а не просто стремиться поставить спортивный рекорд. Были в норвежской экспедиции и своеобразные участники из России – ездовые собаки, их Нансен приобрел в одном из российских портов, следуя вдоль северного побережья Сибири, перед тем, как повернуть к Полюсу.


Плавание продолжалось с 1893 по 1895 годы. Судно вмерзло в лед в районе Новосибирских островов и дрейфовало во льдах почти до архипелага Шпицберген. Течения и ветры полярных широт были тогда неведомы и «Фрам» пронесло мимо полюса, но была выполнена большая программа исследований. Двое членов команды – сам Нансен и Иохансен – все же решили добраться до Полюса на лыжах и собачьих упряжках с каяками – эскимосскими лодками. Течения и ветры были против них – насколько им удавалось продвинуться к Северному полюсу по ледяным полям через торосы, почти настолько же относило их течениями и ветрами от Полюса вместе с ледяными полями, по которым они продвигались с огромным трудом. В итоге, достигнув 86 градусов и 14 минут северной широты, им пришлось отказаться от достижения Полюса и уже на исходе сил посчастливилось на Земле Франца-Иосифа встретить британскую полярную экспедицию, после чего благополучно вернуться в Норвегию с командой и судном, которое к этому времени освободилось ото льдов. Плавание дало огромный научный результат, поскольку команда судна во вполне комфортных условиях непрерывно занималась научными исследованиями. Идеею Нансена успешно использовали позднее советские исследователи Арктики при организации дрейфующих полярных станций. Обширная общественная деятельность Нансена к тематике музея не относится, но она достойна отдельного разговора.

 Именно дрейфу во льдах Северного ледовитого океана посвящена в основном экспозиция музея, но история судна богаче, «Фрам» не раз выходил в плавание, протяженность его маршрутов соответствует двум кругосветкам. Был даже проект участия судна в открытии Панамского канала. Были и другие плавания, например, плавание через экватор к берегам Антарктиды с экспедицией под командованием другого норвежца – Руалда Амундсена (Roald Amundsen). Его экспедиция к Южному полюсу была тоже тщательно подготовлена вопреки финансовым затруднениям, но сделано это было тайно даже от команды судна и участников экспедиции. «Фрам» был спроектирован для плавания во льдах и не очень подходил для океанского перехода через тропики, но Амундсену, кроме способности судна выдерживать сжатие льдов, был важен и фактор преемственности. Официально норвежцы отправились в Северный ледовитый океан. Только после отплытия Амундсен объявил, что их путь лежит к Южному полюсу, он не хотел раньше времени открытого соперничества с британской экспедицией Роберта Скотта, которая отправилась в Антарктиду в то же время и имела политическую окраску подтверждения британского престижа водружением на Южном полюсе Британского флага. Современники не раз отмечали крайне сложный характер обоих полярников, но именно такие зачастую и становятся Первооткрывателями.

Уже в Антарктиде участники двух экспедиций встретились. Амундсен критически оценил подготовку британцев, что подтвердилось впоследствии: их мотосани вскоре сломались, а пони не выдержали суровых условий Антарктиды. Ценой неимоверных усилий уже больной Роберт Скотт с двумя товарищами достиг Южного полюса и был сражен тем, что обнаружил на Полюсе Норвежский флаг и послание на свое имя. На обратном пути он умер. Экспедиция же Амундсена была успешной – норвежцы первыми из людей достигли Южного полюса на исходе 1911 года – Амундсен погибнет позднее, когда в 1928-м отправится на поиски потерпевшего катастрофу дирижабля итальянской экспедиции под руководством генерала Умберто Нобиле. Спасут большинство участников этой показушной экспедиции организованной по инициативе Муссолини, но судьба самолета, на котором Амундсен отправится на их поиски, еще будет оставаться неизвестной. Позднее на берегу найдут выброшенные волнами обломки гидроплана «Латам», на котором Амундсен и его спутники отправились в последний полет. Место их гибели не обнаружено по сей день.

Re: Ослинские музеи
« Ответ #1 : Февраля 03, 2016, 13:54:51 »
Спасибо за столь подробный рассказ! Нам в Осло не удалось посетить ни один музей, т.к. график движения был достаточно плотным и только прилетев, мы сразу уехали из города. А я столько слышала про музей "Фрама", но видеть не видела.
Иной раз задумываюсь о Первооткрывателях тех времен, когда не было никаких спутников и прочего - великие люди!

Re: Ослинские музеи
« Ответ #2 : Февраля 03, 2016, 13:57:09 »
Читал статью, как художественный роман. Буду ждать продолжения! Даже захотелось прочесть двухтомник "Фрам в Полярном море".

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 395
    • Просмотр профиля
Re: Ослинские музеи
« Ответ #3 : Февраля 04, 2016, 10:04:03 »

Экспозиция музея «Кон-Тики» и «Ра» связана с этнографическими исследованиями и мореходными достижениями одного из выдающихся норвежских путешественников Тура Хейердала (1914-2002). Музей размещен в Осло на музейном острове напротив музея «Фрам». Хейердал задался целью опровергнуть смелым экспериментом утверждения, что в древности, до Колумба, не имея кораблей, пересечь Тихий океан люди не могли. Многие факты указывали на успешность таких плаваний задолго до официального открытия Америки, хотя они и не получили всеобщей известности, следовательно, «открытиями» их назвать нельзя. Путешествие Хейердала и его спутников на плоту началось из перуанского порта Кальяо в 1947 году, продолжительность плавания до архипелага Туамоту составила 101 день. Путешественники воспользовались течением Гумбольдта. Это были годы, когда Мир еще находился в благостном состоянии после завершения самой кровопролитной и разрушительной войны в истории Человечества. Путешествие прошло в благоприятных условиях, что будет не всегда – последнее судно Хейердала «Тигрис» пришлось сжечь вблизи побережья Сомали в качестве протеста против запрета на вход в Персидский залив, так и не завершив намеченный маршрут.



Но пока все шло прекрасно и команда «Кон-Тики» наслаждалась близостью с Великим океаном и его обитателями в тишине неторопливого плавания на плоту из сверхлегких стволов бальсового дерева. Погодные условия были на редкость благоприятны. Хейердал отличился умением подобрать команду из интересных в общении людей, способных на бесконфликтное путешествие в течение длительного времени в условиях ограниченного пространства и оторванности от остального мира. По итогам плавания написана и издана 50-миллионным тиражом книга, снят кинофильм удостоенный «Оскара». В музее у меня невольно включился в памяти виртуальный проигрыватель незабвенной вальяжной мелодии «Kon-Tiki» в исполнении «The Shadows». Песню с таким названием исполняла и перуанская певица Има Сумак, имевшая невероятный диапазон голоса более четырех октав.


Вторым плаванием Хейердал решил проверить на опыте возможность плавания через Атлантику на судне из тростника-папируса. Начиная с этого плавания, экипаж Хейердала стал интернациональным и в нем появился врач из СССР Юрий Сенкевич. Созданное из непривычного материала судно «Ра» под флагом ООН отправилось в 1969 году из Марокко с экипажем из 7 представителей разных стран, но плавучести построенного мастерами с африканского озера Чад изделия не хватило для достижения Барбадоса, который наметили в качестве конечного пункта плавания. На следующий год попытку повторили на тростниковом судне названном «Ра-2» построенном на этот раз индейцами с озера Титикака на границе Перу и Боливии. Маршрут от Марокко до Барбадоса был успешно пройден за 57 дней с попутным Канарским течением. За путешественниками с волнением следили во время плавания во всем Мире даже на фоне первых полетов американцев на Луну в те же годы.

Плот и тростниковая лодка украшают теперь музей, где отражены еще исследования Хейердала в Полинезии, на острове Пасхи и других местах. А вот последнего его судна «Тигрис» в музее нет. Возросла напряженность в Мире, возродилось пиратство, возобновились войны, экипажу Хейердала не удалось закончить плавание из Красного моря по Индийскому океану до Пакистана, затем, в Персидский залив. После 5 месяцев пути 3 апреля 1978 года интернациональный экипаж из 11 путешественников сжег свое тростниковое судно в знак протеста после того, как власти Сомали находившейся в состоянии войны с Эфиопией не позволили экспедиции под флагом ООН пройти в Персидский залив и завершить намеченный маршрут.

Оффлайн Soul

  • ***
  • 222
    • Просмотр профиля
Re: Ослинские музеи
« Ответ #4 : Февраля 04, 2016, 13:40:49 »
Как же все-таки обидно, что все эти политические препоны мешают таким вот исследованиям-приключениям. В детстве я еще смотрела приключения команды Жака-Ива Кусто, а сейчас такого, по-моему, и не увидишь.

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 395
    • Просмотр профиля
Re: Ослинские музеи
« Ответ #5 : Февраля 04, 2016, 15:44:13 »
Боюсь, что не будет уже ни нового Хейердала, ни нового Кусто - слишком изменилась обстановка!

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 395
    • Просмотр профиля
Re: Ослинские музеи
« Ответ #6 : Февраля 05, 2016, 08:14:05 »

Национальная галерея искусств находится в самом центре Осло в нескольких минутах ходьбы от Королевского дворца и Парламента. Здание невелико и не блещет архитектурой, оно построено по проекту архитектора Ширмера и его сына в 1882г. Музей входит в состав Национального музея Норвегии. Фотографировать в залах нельзя, сумки требуют сдать в камеру хранения, вообще, порядки довольно строгие. Посетителей, мягко говоря, мало. Основа экспозиции – норвежская романтическая живопись и работы импрессионистов. Самым ценным экспонатом было полотно Эдварда Мунка «Крик», недавно, после кражи полотна и последовавшего возвращения, его купил неизвестный ценитель. Расхожей шуткой стало предположение, что на картине изображен автопортрет художника в момент, когда он узнал о сумме, за которую продано его творение. Сам художник таких денег никогда в руках не держал.

Re: Ослинские музеи
« Ответ #7 : Февраля 05, 2016, 13:19:11 »
В связи Эдвардом Мунком вспомнимается цитата " Да, я знаю. Всех великих людей сначала не признавали; но я не великий человек, и я предпочел бы, чтобы меня признали сразу." Жюль Ренар
Лично я протестую против запрета на фотографию. Я его не понимаю. По сути - это бесплатная реклама и возможные последователи.

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 395
    • Просмотр профиля
Re: Ослинские музеи
« Ответ #8 : Февраля 05, 2016, 15:01:22 »
Запрет на фотосъемку меня несколько удивил, при современной технике это можно сделать вообще незаметно при желании, тем более, что имеющиеся там экспонаты можно даже по памяти воспроизвести, включая "Крик". Вот в бергамской капелле запрет понятен, такое не воспроизвести, но снимки в интернете все равно есть. 

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 395
    • Просмотр профиля
Re: Ослинские музеи
« Ответ #9 : Февраля 06, 2016, 16:34:32 »

На музейном острове (полуострове) Бюгде есть и другие музеи. Я их посещение не планировал, да и не стоит посещать более двух музеев подряд, но кому-то это может быть интересно.

Re: Ослинские музеи
« Ответ #10 : Февраля 07, 2016, 13:18:29 »
Отличная карта, еще и с описанием и временем открытия-закрытия!

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 395
    • Просмотр профиля
Re: Ослинские музеи
« Ответ #11 : Февраля 07, 2016, 14:00:52 »
Надеюсь, что информация не устарела.

Re: Ослинские музеи
« Ответ #12 : Февраля 07, 2016, 14:03:34 »
Думаю, если даже расписание поменяется, сам факт того, что там столько музеев для кого-то может стать большим открытием!

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 395
    • Просмотр профиля
Re: Ослинские музеи
« Ответ #13 : Февраля 07, 2016, 16:11:21 »
В этих музеях публики действительно не густо, кроме, "Кон-Тики".

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 395
    • Просмотр профиля
Re: Ослинские музеи
« Ответ #14 : Февраля 11, 2016, 18:56:11 »
                                                                                                                   



Осло стал столицей Норвегии в 1299 г., а следующим годом датируют первое упоминание о замке Акерсхус и крепости у реки Акерс (Akershus Festning, Akershus slott) на мысу Осло-фьорда. Считается, что его заложил для защиты города король Хокон V (Hakon V), это первая в Норвегии каменная крепость. В 1527г. замок сгорел вроде бы от молнии и его отстроили, используя камни от расположенного неподалеку аббатства, с которым предварительно поссорились – обычное дело. В 1624 году после катастрофического пожара уничтожившего Осло король Кристиан IV (он правил Данией и Норвегией) заложил у стен крепости новый город, которому дал свое имя – Кристиания. Теперь этот район Осло называется Квадратурен (Kvadraturen).

Постепенно добавляли бастионы, крепостную стену соорудили в начале XVII века, пристроили казармы, перестраивали замок неоднократно. С конца XVIII века здесь была королевская тюрьма.

Замок ни разу не был взят приступом, выдержал все осады, но в 1940 г. в него без боя вошли немецко-фашистские войска. В замке разместилось гестапо, проводились расстрелы антифашистов, а после разгрома фашистской Германии расстреливали ее пособников, включая предателя Квислинга.

Реставрационные работы проводили здесь с XIX века по 1976 г. Замок и сейчас имеет военное значение. Здесь расположено Норвежское министерство обороны и Командование вооруженных сил, на постах стоят часовые в старинной национальной форме, около которых (молодых, высоких, стройных) любят фотографироваться тетеньки-туристки, это не запрещено, если не лезть совсем близко к часовому. Вход в крепость свободный, платный вход только в некоторые музеи на территории крепости. Из замка хорошо виден город.




Модерирование: