Форум путешественников

ТРАНССИБ с востока на запад: по азиатской части России за 11 дней

Вот это маршрут! Пока я только, в основном, фотографии поглядел и кое-какие заметки прочел, но прочитаю рассказ полностью. Просто не могу смолчать. некоторые не любят путешествовать по своему отечеству, но у нас тоже есть что посмотреть в стране!
Спасибо! В России много всего интересного, и кое-что из этого вполне доступно. Особенно железнодорожное собщение помогает, а заодно и проблему ночлега частично снимает.

День седьмой: здравствуй, Байкал!

...Едем из Читы в Иркутск, это уже наша четвёртая ночь в поездах ТРАНССИБа, и как раз приближаемся к кульминации нашего путешествия - к Байкалу.
Байкал действительно оправдал все ожидания, в тот и на следующий день мы увидели его во всём великолепии.

Но в наилучших красках это сказочное озеро предстало перед нами только после полудня, когда добрались до истока Ангры у посёлка Листвянка. А пока мы только ждём рассвета, и надеемся что первые лучи солнца увидим как раз там, где начинается двухсоткилометровый участок дороги вдоль самого берега. И вот показалось, что за окном уже светает. Или это только показалось? Светает, но как-то неуверенно. Потому что небо затянуто облаками и идёт мелкий дождик. Но Байкал уже здесь, рядом. И как раз со стороны нашего окна.

Удивительное дело, дождик нас нисколько не огорчил, должен же он когда-то вылиться. До сих пор, при наших экскурсиях по трём уже городам, не было ни капли. Твёрдо верим, что за предстоящие два почти полных дня у Байкала, пробьётся и на его поверхность лучик Солнца. А пока продолжаем проникаться новыми для себя пейзажами. Железная дорога изгибается вместе с береговой линией.

То и дело проезжаем по мостам и видим быстрые прозрачные реки, сбегающие с гор в озеро. Впечатляет... Дождик как-то иссяк. Облака начали чуть-чуть расступаться, и тот самый лучик пробился к воде уже утром, где-то в середине нашего трёхчасового пробега по кромке озера. 
Начал проявляться противоположный берег, потом он уже виден чётко и явно приближается.
 
Вот уже огибаем южный край озера, блики на нём стали почти совсем весёлыми.

Потом дорога уходит было в сторону, но тут же крутой поворот с подъемом, тоннель, и теперь едем чуть ли не по карнизу, получив прямо-таки панорамный обзор.

Ненадолго. Оставшиеся часа полтора до Иркутска было зелено и красиво, гористый рельеф, много речек. А мы уже смотрим дачи, пригороды Иркутска, улицы города...

И тут же - ослепительный простор Ангары, а на другой стороне виден центр города. Это значит, что скоро иркутский вокзал, нам пора выходить.
 
Погода стремительно улучшается, как и планировалось, хотя температура пока ещё не пляжная. Вскоре после нашего выхода на привокзальную площадь, туда подкатил солидный автомобиль, и друзья доставили нас прямиком к прибрежному отелю, где по нашей просьбе был заранее заказан номер. Примерно час комфортной езды, и вот мы уже на Байкале совсем всерьёз, а не мимоходом. Строго говоря, водное пространство перед нами, это не только озеро Байкал, но также и река Ангара.

Она начинается как раз где-то здесь, перед нами - это единственный сток воды из озера, принимающего в себя сотни речек не такого солидного размера, ведь Ангара - это одна из полдюжины крупнейших рек России. Сейчас здесь тишь да благодать, а вот попытка драматурга Вампилова пересечь этот участок в непогоду на маленькой лодочке закончилась трагически. О чём и напоминает памятный знак по соседству. Но у нас никакая навигация в планах не стоит, через сутки нам выезжать из этого отеля, и эти предстоящие сутки нужно как следует погулять по берегу и полюбоваться видами озера.

Друзья обещают заехать за нами завтра ровно в полдень, и показать весь Иркутск по дороге к вокзалу - в запасе будет целых полдня. Узнав, что заселившись в номер мы собираемся сразу же начать освоение береговой линии, они любезно предложили нам перед своим возвращением в город сделать небольшой крюк, показав по дороге все главные ориентиры посёлка Листвянка, и десантировать нас в самом конце асфальта - у места разворота маршрутных автобусов и свадебных кортежей.
 
Это была грандиозная идея - вместо похода туда-обратно без должной информационной подготовки у нас получилась прогулка в одну сторону по уже слегка просмотренной местности, и удалось использовать это по полной программе.
 
Программа начиналась на впечатляющем рынке сувениров. Вдоволь полюбовавшись его экзотикой, и даже купив кое-что - очень характерное, но компактное, небьющееся и почти невесомое, мы быстренько вышли к водному пространству. С видом на которое наконец-то пообедали - местной копчёной рыбой и жидким ячменным хлебом.
 
Культурная пища подавалась поблизости - шоу самых умных в мире тюленей (байкальский эндемиков под названием "нерпа") в нерпинарии некапитального типа. Съёмки внутри были решительно запрещены, но мне было и не до этого - смотрел приоткрыв рот это потрясающее выступление. А после выхода из помещения мы прошли мимо очередного прилавка с сувенирами, и убедились, что уже купили самое то. 

Очередной соблазн - водные прогулки.

Коротких каботажей на ближайшие часы не предлагалось, а на многодневное плавание мы сюда ещё вернёмся, нам бы только выбрать подходящий период этой или ближайшей инкарнации (уже договорились продолжить наши путешествия вдвоём как минимум на следующую).
 
Дальше идём в сторону истока Ангары по этой единственной магистрали Листвянки.

Слева - водное великолепие, и кое-какое движение озёрного транспорта.
 
Справа - новенькие магазины ретро-сувениров монументальной категории
 
И подлинные образцы традиционной архитектуры сибирской глубинки. Для знакомства с этой церквушкой них даже нужно было заглубиться в посёлок на несколько кварталов.
 
У этого прекрасного участка берега - ещё одно шоу. Но тут уже всё наоборот: не тюлени, а туристы, и не грациозно зарабатывают деньги, а неуклюже их тратят. В результате, по части демонстрации умственных способностей контраст тот ещё. Облачившись в водолазные костюмы, они на мелководье учатся думать, что научились подводному плаванию.   
 
Ну а мы идём дальше, и виды всё лучше и лучше... А на финишном отрезке перед отелем ещё один приятный сюрприз - Байкальский Музей, который мы не успели заметить из окны машины. И до закрытия сегодня остаётся чуть больше часа - оптимальная доза для нашего визита.
 

 
Очень интересно и информативно...

День движется к финалу, а мы к отелю. Напротив которого обнаружился самый крупный из придорожных мини-рынков копчёной байкальской рыбы.

Это был приговор нашему ужину, он состоялся в форме комплексной дегустации местных деликатесов, типа тех, которыми мы обедали, и остатков копчёной рыбы с читинских озёр, которыми завтракали в поезде когда впервые увидели Байкал.

Заслуженный вечерний релакс для ног, в 4-х градусной байкальско-ангарской воде. После которого мы ещё долго наслаждались закатными видами этого чуда природы, Байкала.

Крупнейшего (по объёму воды) и чистейшего озера планеты, природного памятника Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

День восьмой: Байкал - Тальцы - Иркутск - и снова рельсы

Ещё один очень насыщенный день, уже не такой сфокусированный как предыдущий, хотя и начинался он тоже на Байкале. Но после полудня закрутилось-завертелось так, что в качестве его эмблемы выбираю не единый снимок этого феномена, а составное полотно, в котором преобладает город Иркутск:

Но обо всём по порядку. Всё-таки первая половина дня прошла в почти непрерывном наблюдении озёрной глади, хотя мы не удержались и от обследования ещё нескольких уголков Листвянки.

За ночь совсем стихло и прояснилось. Прозрачность воды и неба достигли абсолютного максимума, а спокойствие водного зеркала очень сильно к нему приблизилось.

Особое внимание привлекали судно на подводных крыльях (классический советский "Восход") и снежные вершины на той стороне озера, по которой мы проезжали вчера утром. Причём там с соседнего участка берега их вовсе не было видно, главные вершины там прикрыты от обзора ближними холмами. Но будет уже смотреть назад, сегодня мы продолжим своё продвижение вперёд, на запад!

И при этом вернёмся на другой берег Ангары.

Но сначала продвинемся по этому, левому, километров на 70 вдоль течения этой реки, куда-то туда...

Первая остановка - http://www.talci.ru/ - архитектурно-этнографический музей «Тальцы»

Очень интересное место, впечатляющий комплекс образцов деревянной архитектуры Сибири, перехавших сюда из разных мест. И при этом с действующими мастерскими народного творчества, тематическими выставками, предметами быта сохранившимися с прошлых веков...

...А вот и Иркутск. Шоссе плавно переходит в широкий городской проспект. Потом красивые площади и монументальные административные здания на них. Пешеходный участок нашей экскурсии начался с этой открытой фотовыставки на тему истории города.</div>

Теперь отдадим должное религиозной архитектуре этого исторического города, претендующего на включение в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

И скорее на набережную Ангары! В пятницу сюда один за другим прибывают свадебные караваны. Участок вправо от памятника генералу Белобородову тогда ещё только строился. А в левую сторону начинается "старая набережная", с её тенистыми аллеями.

Завершается "старая набережная" грандиозным памятником Александру Третьему, это сейчас, пожалуй, самая известная из достопримечательностей города. Есть на ней и ещё один памятник, ещё более известному человеку.</div>

Мы вовремя вышли на этот участок берега! Катер на воздушной подушке завершил очередную прогулку и выпорхнул на берег в ожидании новых пассажиров. Очереди или прямой конкуренции не было, быстренько укомплектовались, и вот уже летим над Ангарой, "низэнько-низэнько", как говорится.

После высадки на том же месте, продолжаем прогулку по кварталам Иркутска. Классика деревянной архитектуры. Драматический театр, памятник всё тому же Вампилову рядом. В скверике две симпатичные дамы распивали бутылку шампанского из пластиковых стаканчиков. Сразу вспомнилась одна парижская сцена, но там пара была консервативно гетеросексуальной. И парень умудрялся элегантно транспортировать не только бутылку, но и два хрустальных фужера, обнимая свою подружку при передвижении между частыми привалами для распития и поцелуев. А где же парни этих двух милашек? Неужели утонули как Вампилов? Или пока ещё только пьют водку перед очередными подвигами?

День ещё не совсем заканчивается, но почему бы не отпустить нашего гида-водителя и не приземлиться на ожидающем нас на том берегу вокзале?

И последние два часа перед стартом базировались уже на вокзале. Не то, что бы сильно устали, или так хотелось поскорее уехать дальше. Нужно было кое-что закупить в дорогу, в интернете показаться наконец.

Как раз в интернет-салоне и случилась эта маленькая встряска. Вдруг услышал, как к стойке причалили несколько иностранцев (североамериканцев, видимо), с билетами в руках, и пытаются что-то выяснить. Несчастные, даже не сориентировались, что эта контора не очень из железнодорожной оперы, хотя и находится внутри вокзала. А служащие конторы заметно растерялись, не зная как покорректней отправить пришельцев в справочную. Подошёл на помощь и оказалось, что вопрос пустяковый: подтвердить, что время в их билетах действительно московское, а также проверить их пересчёт в местное. Видимо какой-то турагент вручил им проездные документы и махнул ручкой: «Тут всё ОК, как заказывали, дальше сами разберётесь».

А ехали они не куда-нибудь, а в Улан-Батор, причём ещё только через пару дней. Ясное дело, оттуда дальше в Пекин. Почему-то у многих иностранцев считается, что маршрут "TRANSSIBERIAN" это не Москва – Владивосток, а только его трансмонгольское ответвление на Пекин. Или, в лучшем случае, их какая-то смесь. А вот, кстати, и поезд, следующий по этому маршруту, но только в направлении на Москву.

Этот поезд (ходит 1-2 раза в неделю) нам тоже подошёл бы, но он идёт немного быстрее, чем нужно для оптимального времени прибытия на наш следующий пункт. И тарифы там неоптимальные, наверное он обслуживает в остновном плохо разобравшихся в обстановке интуристов.

Снова в путь

Около 19 ч. вечера стартовали на самом длинном своём участке (2477 км до Омска),&nbsp;и будем теперь 40 часов в пути до Омска (на пару часов меньше, чем на втором участке нашего путешествия, Хабаровск – Чита).

Мы отправились немного позже "пекинского", и в обычном ритме «скорого», а не суперэкспресса. При этом по самому удобному для нас расписанию, и намного дешевле, чем даже на любом из остальных «скорых». Скорее всего, тоже по причине международного статуса поезда, это 063Б белорусской ж.д., «Иркутск – Минск». Вот так мы и оказались на белорусском участке ТРАНССИБа в нашей собственной редакции. И именно белорусский колорит компании оператора поезда и стал одним из главных гвоздей программы на этом четвёртом дорожном этапе.

Отъезжаем из Иркутска в каком-то новом для себя состоянии. Пока ещё не усталость, пока ещё не опустошение, но что-то уже не то, предвестники, наверное. Формально, ещё остаётся больше пяти тысяч километров, из тех 9288-ми, вот-вот доедем до середины пути. Но чувство такое, что основное уже позади, адреналин резко понизился, и осталось только докатиться по инерции до дома. И в самом деле. Знакомство с Байкалом уже состоялось, с Приморьем тоже. Позади и внепланово нас порадовавшие города Хабаровск и Чита. Все намечавшиеся встречи с новыми и старыми друзьями...

Закончились даже путешествия в плацкартных вагонах, теперь будет два участка и три ночи в купейных, прямо до нашего Оренбуржья. А тут ещё и приличный нестарый вагон, и кондиционер работает.

Позади и та, новая для нас Россия, что между Байкалом и Тихим Океаном, назовём её Восточной. Теперь у нас есть уже четыре: Россия–Москва, Россия-Питер, Россия Восточная, а вот уже и едем по самой обычной. Да-да, Иркутская область западнее её столицы это самая настоящая Россия-Россия. Рельеф стал более плоским, дороги и вдоль и поперёк, полоса вдоль железной дороги заселена неслабо. И электрички обычные...
Понемногу темнеет. И уже в темноте совершаем законную пешую прогулку перед сном. На станции с запоминающимся названием ЗИМА. Ещё запомнился памятник локомотиву на привокзальной площади. Тем, что это был НЕ ПАРОВОЗ. Тоже пожилой, но электровоз, короткий такой, почти кубического формата.

И ещё группа прилично одетой молодёжи, гулявшая из конца в конец платформы и распевавшая под гитару ... религиозные баллады. С высоким качеством исполнения, да и ритмы-мелодии приятные и вполне подходящие.

После Зимы - отбой...


День девятый, дорожный - енисейско-белорусский

Суббота, 2-е июля 2011
. Полностью дорожный день, но не лишённый интересных остановок и запоминающихся видов из окна, а главными ориентирами стали река Енисей и город Красноярск.

Но сначала - об особом колорите нашего четвёртого поезда ТРАНССИБа. Случилось так, что мы проснулись в купейном вагоне на участке Иркутск - Омск, и оказались в ...Белоруссии. Если точнее - как следует осознали, что едем на поезде Белорусской Ж.Д. назначением на Минск.

Белорусский участок ТАНССИБа

Не скрою, что было интересно и приятно снова соприкоснуться с той частью бывшего СССР, на которой прошла моя действительная военная служба. Но сейчас это всё-таки заграница, поэтому порядки в вагоне заметно отличались от трёх внутрироссийских поездов, которыми мы ехали накануне.

В России на каждый вагон было по одной проводнице компактных размеров. Во время отдыха её подстаховывали или коллега из соседнего вагона или кто-то из штабного - на остановках открывали-закрывали двери и проверяли билеты у входящих. А здесь – две крупноформатных. Т.е. перевес в живой силе раза в три-четыре в общей сложности. И эта сила активно перемещалась по вагону, в основном в связи с ещё одним международным атрибутом, типа «Duty Free». Т.е. продажей разнообразных белорусских товаров по очень привлекательным ценам.

Другая особенность: проводницы и товарный склад занимали не двухместное служебное купе, а первое четырёхместное, с номерами мест от 1 до 4. В служебном же ехали двое обычных пассажиров, т.е. в белорусской конфигурации купейного вагона в него продавали не 36, а 34 билета. Думаю, что на верхнее место ни одна из проводниц нашего вагона и не забралась бы.

Товары пользовались успехом и проводницы сновали внутри коридора, как поршень внутри цилиндра какого-нибудь двигателя внутреннего сгорания. Автомобильная аналогия тем более уместна, что одна из них, менее увесистая, издавала предупредительные сигналы «Би-бип!» и давала пассажирам шанс отступить внутрь своих купе. Другая же молча сметала или прессовала к окнам всех зазевавшихся.

Мы занимали верхнее место в 3-м купе и нижнее – в 8-м, поэтому коридором тоже пользовались немало. Базировались и питались с опорой на своё нижнее место, а горизонтальное положение принимали в первую очередь на верхнем. О попытках обмена с целью полного воссоединения пришлось забыть, т.к. сначала все соседи ехали до более ближних станций, чем наша, а сменившие их уже до более дальних. Но обстановка была очень спокойной, так что по достигнутому качеству и количеству сна это был наилучший из этапов пути.

После некоторых замен в команде пассажиров появились уже и ехавшие в страну назначения. С их помощью выявилась ещё одна особенность: прямо в рабочем купе проводников продавалось холодное белорусское пиво. Приличного качества и всего по 50 р. за поллитровую бутылку. Несмотря на работающий кондиционер, оно очень радовало некоторых из новых пассажиров. Похваливали "наше настоящее качество", прямо как некоторые знакомые мне жители Германии. Жаль, что такого сервиса не было в жарком плацкартном вагоне, доставившим нас из Хабаровск в Читу.

Первая остановка дня

Станция ИЛАНСКАЯ, первая дневная прогулка по платформе, в ходе нашего второго длинного участка ТРАНССИБа, снова в формате ночь-день-ночь.

Возможность посмотреть извне на везущий нас синий международный поезд. Впереди нашего вагона - только один, ещё более международный, чем весь поезд.

Здание вокзала, соседние площади и кварталы, один из множества паровозов-памятников, которых мы увидели за эти дни.

Город Иланский небольшой, но основан он ещё в 1645-м году. Это уже Красноярский Край, на следующем участке пути нас ждали очень красивые пейзажи с ярко цветущими лугами.

А вскоре после полудня - главное событие этой субботы:

"Енисей" (Красноярск)

Хоккей с мячом был одним их увлечений моего детства, поэтому сразу вспомнилось это название. Но в этот раз на матч мы не попали - были летом и проездом, всего 40 минут стоянки на солидном вокзале города Красноярск. А перед ней из окна поезда полюбовались городсками кварталами, улицами и проспектами. Но только при пересечении реки Енисей в черте города были виды достойные попыток фотосъёмки, обычная история в железнодорожном транзите сквозь города.

Это на север, вниз по течению.

В другую сторону видели больше вторую нитку моста. Но сумели проникнуться характеристиками прибрежного рельефа. Интересное место для более длительного посещения при следующей возможности.

Ну а вот уже вокзал и привокзальная площадь. Немного эклектично: лев с мастерком, бар «Че Геварра»...

Неужели в городе нет более подходящих мест для посещения свадебными кортежами, чем этот фонтан у вокзала? Не верю! Наверное, это какое-то очень личное мероприятие. Пора закупить что-нибудь съедобное и возвращаться в вагон. Здесь есть горячая выпечка, А в том магазинчике - фрукты и холодные напитки для нас и много всего другого для всех путников. Всё, обратно в вагон. На соседней платформе – самый пафосный из поездов ТРАНССИБа – 001-002 в цветах национального флага. В том составе была еще пара бордовых вагонов, следовавших до Пхеньяна. А нам пора продолжать путь в западном направлении.

Радужные воспоминания

Мариинск, одна из лучших промежуточных станций на нашем пути - это уже на севере Кемеровской области. В отличие от большинства восточносибирских, тут есть мостик со спуском на все платформы. На всех платформах работают торговые точки, а на первой так их просто куча. Стоило выдвинуться в этот оперативный район, как из разных дверей посыпались приглашения: «Заходите! У нас есть всё! Даже незамужние женщины!».

Рядом со станцией – автовокзал. Скромная площадь. Снова паровоз-памятник. Радуга над городком - с мостика её было видно отлично. Этот город на севере Кемеровской области тоже был основан ещё в 17-м веке, сейчас там около 40 тыс. жителей.

Мы приехали с той стороны. А теперь нам туда. Электровоз нашего поезда (справа) уже заменили, теперь меняют у следующего за нами уже второй день с 10-минутным интервалом поезда Иркутск – Петербург.

"Следующего раза не будет"

Вечерний чай мы решили заменить на кофе, и это запомнилось надолго. Вагон тряхнуло как раз при попытке насыпать порошок из пакетика, и часть его приземлилась на белую скатерть. Стряхнуть этот продукт как следует не удалось, тончайшая кофейная пыльца нашла пути внутрь ткани и там ей понравилось. Чтобы не расстраиваться лишнего, попытался извлечь урок из происшествия и сказал: «в следующий раз возьмём в такую поездку гранулированный». Моя неунывающая спутница жизни вдруг стала совсем серьёзной, и сказала тихо, но чётко, убедительно разделяя слова: «СЛЕДУЮЩЕГО... РАЗА... НЕ... БУДЕТ... »

Осмысляя эту декларацию, начал смотреть в окно и вот он, очередной километровый столб. И цифра с двумя нулями: 3700! Можно и порадоваться: «как хорошо, что впереди теперь только эта мелочь, из тех самых 9288-ми, теперь уж доживём». На самом деле, начиная с Орска нас ждала обычная программа визитов, и собственно путешествия оставалось менее половины из этих 3700 км. Только две ночи и один день, часть которого будем гулять по Омску.

Осознание этого, а также попытки повторить серьёзную фразу, вызвали у нас полосу смеха длительностью не меньше часа, т.е. около 100 км пути. Наверное, мы выплеснули в этом смехе весь тот душевный дискомфорт от нахлынувшего чувства «начала конца» путешествия, который везли в себе от Иркутска. Да, конечно, следующего такого путешествия не будет, будут другие маршруты. Но какой-то из них обязательно частично пересечётся с нынешним и добавит подробностей нашему знакомству с этими местами. Как минимум, в диапазоне от Урала до Байкала.

За 2-е июля мы совершили рекордное продвижение на запад. Около полуночи полюбовались огнями огромного города Новосибирск и его вокзалом. А вот ночное форсирование Оби по мосту в черте города прошло неприметно - мы уснули ещё до окончания часовой стоянки.

День десятый: Омск и кусочек Казахстана

Воскресенье, 3-е июля 2011
. После вчерашнего рекордного участка, около 9-ти утра мы вышли в Омске, в очень бодром состоянии духа и тела. Полные решимости как следует использовать последнюю экскурсионную остановку маршрута. В первоначальном плане путешествия по ТРАНССИБу, после Иркутска были остановки в Красноярске на день и в Екатеринбурге на два. Но обстоятельства сложились так, что пришлось срочно сворачивать маршрут на Орск, да ещё и ускоряться. Вот так и возникла эта пересадка в Омске, всего на 4 часа между поездами.

Но это были замечательные 4 часа, прохладное воскресное утро располагало к решительной прогулке, и мы даже пристроили скромный багаж в камеру хранения этого монументального вокзала.
 
Городской транспорт держали в резерве, в этот раз он нам так и не понадобился. Указания В.И. Ульянова (Ленина) тоже были излишни, нам хотелось поскорее к новой лютеранской церкви, а от ней повернуть на набережную, и мы хорошо сориентировались на местности.

Оставалось перейти вот этот осевой проспект.

И через пару кварталов мы уже на берегу Иртыша, прямо перед церковью.

Южнее виден грузовой порт, а за ним железнодорожный мост, по которому поедем дальше, на восток.

Набережная тянется в северном направлении, к центру города.


Прибрежный бульвар радует образцами монументального искусства.
 
И предлагает разнообразные возможности для активного отдыха

Здесь тоже есть речные прогулки! Жаль, что наш лимит времени не позволил покататься ещё и по Иртышу, после подобных удач на Амуре и на Ангаре. Идем дальше, к Ленинградскому мосту, что уже виден вдали.

По пути замечаем, что рыбалка это наиболее популярное сегодня времяпровождение в Омске. 

Сразу за мостом - центральная часть города, здесь и речной вокзал, и самый насотящий пляж. Летнее воскесенье, но никто не купается? Парадокс объясняла температура воздуха: в тот день резко похолодало, и она застряла в диапазоне +14+17 С.

Сворачиваем направо, в городские кварталы.

Свято-Никольский кафедральный войсковой казачий собор (1833-1840).

Около него ещё две достопримечательности:

Омский Кадетский Корпус. Создан в1813-м году, как Войсковое Казачье Училище, занимает целый квартал. Это главное здание построено в 1846-м.

Концертный зал.

Мы решили не заглубляться ещё севернее в центр города, а от этой Театральной Площади повернуть на юг и неспешно вернуться к вокзалу пешком, прямиком по осевому проспекту Карла Маркса.

Омский государственный университет путей сообщения.

Это бывшее здание управления Омской железной дороги, фасад у него очень даже...

Переходим проспект в одном из самых оживлённых мест.



Где-то на этой же площади, правее цирка, выстроилась и цепочка закусочных. Мы спешно пообедали в "Курочке рядом", и в маршевом порядке  преодолели остававшиеся до вокзала кварталы.

С омского вокзала нас провожает очередной паровоз-памятник, здесь он ещё и с вагоном.

А вот и наш поезд, пора на посадку...

Пикантный десерт дня

В 13 ч едем дальше, к финишу в Орске завтра утром. Мы уже было подумали, что больше ничего интересного не будет: сегодня до конца дня посмотрим неброские пейзажи за окном, потом мирно выспимся - и приехали, путешествие закончено, снова Европа.

Но через несколько часов поезд остановился. Надолго. Проверка документов. Мы как-то упустили из внимания, что классическая трасса ТРАНССИБа теперь стала международной, и на участке между Омском и Курганом прошивает самый северный краешек Казахстана.

Документы у всех в порядке, транзит разрешен, едем дальше. А вот и вокзал Петропавловска. Поезд остановился, но нам сказали, что высадки-посадки, да и стоянки как таковой не будет: на то он и транзит.

Но потом на перроне появились неформальные продавцы всяких беспошлинных товаров: электроника, местный коньяк и что-то ещё. Двери вагонов пооткрывались, завязались товарно-денежные отношения...

При таком оживлении позволил себе ступить на асфальт Казахстана, и сфотографировать вокзал, покупая для маскировки этой операции самую пёструю бутылку. Увидев фотоаппарат торговцы подняли руки, и стали просить их не брали в кадр, благодаря чему мне удалось выйти из их оцепления и достичь настоящей границы.

Ограда перрона была примерно как у питерского Летнего Сада, впервые видел такое на железнодородном вокзале. Объектив свободно проходил между стальными прутьями, что и позволило мне запечатлеть ещё один вокзал по соседству. А заодно и выучить одно слово по-казахски.

Вскоре прозвучал сигнал "по местам", торговлю свернули, и поезд плавно тронулся в дальнейший путь.

Казахстанские дачные посёлки вблизи Петропавловска подозрительно напоминали российские, а ещё больше классические советские.

При новом пересечении границы никаких особых формальностей или задержек замечено не было.

День прошёл очень удачно. Курган и Челябинск мы мирно проспали, но это уже было в начале новых суток...

Для нас финиш путешествия по ТРАННСИБу был именно в Орске, на границе Европы и Азии. Немного к югу от классического маршрута Транссибирской Железной Дороги, так что, строго говоря, можно нас с него списать и в Челябинске, откуда этот поезд 249Н свернул на юг, недоехав около сотни километров до конца (начала) этой трансазиатской магистрали в Миассе. Поезд можно было понять, у него конечный пункт назначения Адлер и его миссия по перевозке отпускников обязывает стремиться южнее.

Нас же нужно понять в том смысле, что дальнейшее продвижение до Самары, а потом ещё и до Москвы состоялось в стиле и в зоне наших регулярных поездок и задачи ставились уже другие. Хотя именно недалеко от Орска и произошла ещё одна встреча со старыми друзьями, самая долгожданная, семейный в целом характер этих задач и не позволяет отнести продолжение маршрута к собственно путешествиям.

Поэтому прибытие на орский вокзал, утром в понедельник 4-го июля - это уже начало самого-самого конца.

Но пока мы ещё в Азии.

На вокзале с нами прощается ещё один паровоз.

Приземляемся поблизости, быстренько в душ, и вот уже едем в Европу на трамвае.

Пересекаем реку Урал, это и есть граница между двумя "Частями Света".




Это уже на европейском берегу, около автовокзала:

Самолёт-памятник, военная авиабаза у г. Орск давно закрыта.

Пора закрывать и этот отчёт: "Вот и сказке конец..."

Если кому понадобится дополнительная информация или техпомощь в подготовке самостоятельного путешествия по ТРАНССИБу, буду на связи.
 :) :) :)

Поддержу предыдущего комментатора: удивительное приключение и отличный отчет, впрочем, как и всегда:) Не каждый россиянин видел свою страну с таким размахом, чтобы потом мочь чего-то рассуждать о ней. Я, кстати, тоже:) А так хоть посмотрю с интересными комментариями и полезными примечаниями! Спасибо! :)

Поддержу предыдущего комментатора: удивительное приключение и отличный отчет, впрочем, как и всегда:) Не каждый россиянин видел свою страну с таким размахом, чтобы потом мочь чего-то рассуждать о ней. Я, кстати, тоже:) А так хоть посмотрю с интересными комментариями и полезными примечаниями! Спасибо! :)

Спасибо! Очень приятно, что не только нас двоих заинтересовало путешествие такого типа.

Модерирование: