Форум путешественников

ТРАНССИБ с востока на запад: по азиатской части России за 11 дней

Железнодорожное путешествие вдвоём, в июне-июле 2011.
Мотив: 30-летие свадьбы этих двоих участников.

Маршрут: Владивосток - Хабаровск - Чита - Иркутск - Листвянка - Иркутск - Омск - Орск - Самара - Москва


Краткая хроника:

23.06.11. чт. вечером отправление из МОСКВЫ (SVO) во ВЛАДИВОСТОК, рейс SU-719 (АЭРОФЛОТ, A-330).

24.06.11. пт. прибытие во ВЛАДИВОСТОК в полдень (время везде местное), прогулки по городу.

25.06.11. сб. ВЛАДИВОСТОК, прогулки по городу, переправа на Остров Русский и обратно. Вечером (19:32) отправление в ХАБАРОВСК, 767 км за 12ч39м, поезд 207Э, плацкартный вагон, последние места 35 и 36.

26.06.11. вс. ХАБАРОВСК, прибытие 8:11, прогулки по городу и по реке Амур.

27.06.11. пн. ХАБАРОВСК, прогулки по городу. В 15:23 отправление в ЧИТУ, 2327 км за 42ч02м, поезд 239Э, плацкартный вагон (последний), последние места 35 и 36.

28.06.11. вт. В пути, в основном по Амурской области.

29.06.11. ср. ЧИТА, прибытие 8:11, экскурсии по городу и на озёра. В 16:47 отправление в ИРКУТСК, 1013 км за 18ч19м, поезд 011У, плацкартный вагон (в голове поезда), предпоследние боковые места 39 и 40.

30.06.11. чт. ИРКУТСК, прибытие 10:02, сразу же на машине в Листвянку, прогулки по берегу озёра Байкал. - День седьмой: здравствуй, Байкал!

01.07.11. пт. Экскурсии на берегу озёра Байкал, в музей Тальцы и по городу ИРКУТСК. В 19:05 отправление в ОМСК, 2477 км за 39ч57м, поезд 063Б белорусской ж.д. (Иркутск -Минск). Купейный вагон с кондиционером, верхнее место в 3-м купе и нижнее – в 8-м.

02.07.11. сб. В пути, главное событие дня – река Енисей и г. Красноярск.

03.07.11. вс. ОМСК, прибытие 9:02, прогулка по городу. В 13:15 отправление в ОPСК, 1328 км за 21ч10м, поезд 249Н. Купейный вагон без кондиционера, два верхних места в 3-м купе. За оставшуюся часть дня проехали кусочек Казахстана.

04.07.11. пн. ОPСК, прибытие 9:25.

В Оренбуржье и в Самаре мы у себя дома, так что путешествие, в принципе, завершёно в момент пересечения границы Азии и Европы по реке Урал, на трамвае г. Орск. Все 5 парных ж.д. билетов, на участки между Владивостоком и Орском, были куплены незадолго до вылета из Москвы. Однако к 18.07.11 мы реально закольцевали маршрут на Москву, почти тем же самым способом:
ОРСК — СОРОЧИНСК, 500 км за 08ч50м (одна ночь), поезд 509H. Плацкартный вагон, места 11 и 12.
СОРОЧИНСК — СAMAPA. Поездом было бы 249 км за 4,5-5 ч, но мы проехали более длинным маршрутом, на машинах и автобусах.
CAMAPA – MOCKBA. 1044 км за 14ч35м (одна ночь), поезд 009Й. Верхнее и нижнее место в 4-м купе. Образцовый вагон нового поколения, с кондиционером, 2-ми задними туалетами авиационного типа и пр. Тут мы вернулись на классический 9288-километровый маршрут ТРАНССИБа, с которого свернули к югу около Челябинска, в Миассе. Современные же экспрессы Владивосток – Москва забираются после Омска к северу, на нитку Тюмень – Екатеринбург – Пермь… и срезают пару сотен км.

Итого: почти 10 тыс. км. В поездах 9 ночей, а также 2 полных дня и несколько вечерних и утренних обрезков дней. Много интересных встреч и памятных экскурсий. Подарок к 30-летию состоялся.

В идеале, надо было бы побыть подольше и в Приморье и на Байкале и в других местах. Остановиться также в Новосибирске и в Красноярске, по паре дней. Обязательно заехать в Екатеринбург - ещё на пару... Но, что было, то и запишем в прибыль, а остальное будет в следующих поездках.

День первый: дальневосточный десант

Пятница, 24-е июня 2011. Владивосток.
Формально ночной перелет из Москвы начался в четверг вечером и весь прошёл при дневном свете, а завершился уже в полдень пятницы по местному дальневосточному времени. Всё же, оставалась ещё большая часть этого дня, и прошла она буквально на одном дыхании, очень плотно и увлекательно - благодаря помощи друзей, приехавших за нами в аэропорт, и по дороге в город хорошо нас соориентировавших.

Начинаем с знакомство с городом с панорамной площадки на сопке Орлиное Гнездо, и первый взгляд - на окончание Бухты Золотой Рог и прилегающей к ней район города.

Рассмотрели приютивший нас дом и его ближайшее окружение, а теперь попробуем понять что же тут у нас видно в бухте и на юго-восточном горизонте.

На нашем берегу бухты четко видны плавучие доки и причалы Дальзавода, а на противоположном в основном рыболовные причалы, среди которых пристроилась база разведывательных кораблей ВМФ. Ещё дальше - гора Монастырская, на вершине которой просматриваются сооружения ПВО, в окружении Морского Кладбища. А раньше там находидась Уссурийская мортирная № XV батарея Владивостокской крепости, с её десятком 9-дюймовых орудий.

Посмотрим теперь в южном направлении, на начало бухты:

В июне 2011-го там полным ходом шло строительство моста-гиганта, ставшего впоследствии украшением города. Длина  почти 1,4 км, подвесной части 737 м, а над водой она возвышается более чем на 60 метров. Оригинальные железобетонные пилоны в последующие месяцы строительства вытянулись ещё выше - до 226 м.

Нужно сказать, что это была не единственная супер-стройка Владивостока в те дни. Строился и ещё более пафосный мост на Остров Русский, перекладывались почти все тротуары центральной части города - одновременно! Да что там говорить, уже из аэропорта мы ехали как настоящие десантники - на джипе. И владивостокские друзья  хорошо знали на чём нужно встречать в аэропорту - дорога тоже была закрыта на реконструкцию практически целиком и путь превратился в сплошной объезд. Впервые в жизни видели подобное - обычно проезд по реконструируемой дороге включает в себя старую часть, новую часть, а между ними небольшой объезд текущего фронта работ. Но в тот день мы увидели сплошной фронт и почти никакой дороги - такова магия словосочетания "к предстоящему саммиту АСЕАН".

...Но продолжим наш панорамный обзор.

Немного правее (направление юго-запад) ещё интереснее - и причалы ВМФ, и ж.-д. вокзал, с которого через 30 с небольшим часов отправимся в путь, и морской пассажирский терминал, и торговый порт, и остров Русский на дальнем плане. Всё это - заманчивая программа на сегодня-завтра.

А вот в северном направлении мы в этот раз выдвинуться пешим порядком не успеем, только проехали сквозь эти районы города на машине по дороге из аэропорта, а потом обогнём их на поезде.
 
Здесь же, на вершине почти 200-метровой сопки - уютная смотровая площадка, на которую то и дело заезжают свадебные кортежи, и новенький памятник Кириллу и Мефодию.

Забрались мы сюда с помощью единственного в России активно действующего фуникулёра,

Путь прямой, как и полагается этому виду рельсового-тросового транспорта с раздвоением посередине - для разъезда спускающегося и поднимающегося в состоянии квази-статического равновесия вагонов. Длина пути всего лишь 183 метра, но это существенное подспорье для тех, кто хочет поскорее полюбоваться панорамами города и бухты Золотой Рог: перепад высот между нижней и верхней площадками - 70 метров. Работает с 1962 г., вагончики уже пожилые, а стоимость проезда символическая.

Но обратно мы всё же спускались пешком - чтобы сделать несколько зигзагов по городским кварталам.

И вскоре оказались в парке Невельского, вытянувшимся между главной улицей Светланской и набережной бухты. Кроме памятнику самому адмиралу-путешественнику-исследователю Геннадию Ивановичу Невельскому (1813-1874), там есть ещё один мемориал.

Сейчас он уже буквально попал в тень огромного моста, но и при таком соседстве впечатляет размерами. Состоит из нескольких десятков памятных плит с именами погибших во время Великой Отечественной Войны моряков торговых судов. Судов вовсе не военных, но обстрелянных или попавших в бомбёжки на маршрутах или в портах, часть из них была потоплена. В центре комплекса - выразительный памятник.

И вот мы уже продвинулись от cквера Невельского по ул. Светланской на несколько кварталов западнее, в сторону центра города. Отсюда хорошо видно, что строящийся мост просто-напросто доминирует над всем своим окружением.

Эта часть Светланской смотрится очень солидно...

А почти напротив банковского здания видим ещё один морской монумент - это уже прямо и непосредственно богу морей Нептуну.

Это уже немного внутри Адмиральского Сквера, которы тянется отсюда и до Корабельной Набережной - вместе они составляют пожалуй самый харизматичный кусочек города. Две из главных визитных карточек Владивостока находятся здесь.

Ближе к ул. Светланской - часовня-арка, построенная в 2001-2003. Это точная реплика той триумфальной арки, что возвели в 1891 г., в честь приезда в город тогдашнего наследника престола Николая, и снесли в 1927 - м. Но в связи с новым статусом "царственного мученика Николая Второго" новая версия обрела несколько иное значение -м скорее покаяния, чем триумфа.
 
А со стороны Корабельной Набережной - подводная лодка С-56.

В ее помещениях работает музей, часть из которого посвящена непосредственно внутренностям типичной подводной лодки времён Второй Мировой. На конец июня 2011 г. входной билет стоил 100 руб. За фото-киносъемку внутри нужно платить дополнительно. Не каждый посетитель пролезет в круглые дверцы между отсеками подлодки.

Вдоль судна тянется мемориальная стена с несметным количеством фамилий - погибших в той войне военных моряков.

Рядом с ней уже в третьем тысячелетии была построена ладная часовня Святого Апостола Андрея Первозванного

А у Корабельной Набережной ещё в 1958-м году встал навеки ещё один корабль-музей - паровая шхуна "Красный Вымпел" (поначалу звалась не так), построенная в 1911-м в Финляндии. До 1922-го года этот корабль находился в распоряжении губернатора Камчатки, а потом служил на охране морских границ, и даже поучаствовал в Великой Отечественной.

Тут же, у набережной, видим своевременное напоминание о дате основания Владивостока - ведь это всё ещё очень молодой город.

Ну вот мы и вышли к пассажирскому морскому терминалу, и любуемся корабликом, на котором тут же задумали покататься завтра на Остров Русский.

От морского терминала до железнодорожного вокзала рукой подать. В смысле - перейти по пешеходному мостику над несколькими платформами и путями.Мы это благоразумно сделали, поскольку нужно было поменять на полноценные проездные документы наши электронные ж.д. билеты, спешно купленные в одном из столичных подземных переходов.

Дело оказалось непростым - на тот момент на немалом вокзале Владивостока не было ни одного терминала самообслуживания для распечатки  этих несчастных билетов. И специальных касс для материализации электронных билетов тоже не было, так же как и общей очереди в несколько работавших в зале касс - типичная советская лотерея из нескольких длинных очередей к вроде бы одинаковым окошечкам с разными расписаниями "технических перерывов". Мы вытянули не самый удачный жребий и продвигались к окошечку больше часа. А потом уже в процессе распечатки наших билетов (на 5 участков пути на двоих - аж 10 штук), через заднее крыльцо неутомимо продолжали обслуживать более приоритетных клиентов. На десерт мы ещё выслушали нотацию насчёт мешающих нормально работать любителей всяких новомодных штучек типа электронных билетов, и вышли из вокзала уже в сумерках.

Сил на прогулки по вечернему городу уже не оставалось, слишком уж долго длился наш день, начавшийся вчерашним московским утром, поэтому сели в автобус подходящего маршрута отправились домой (строго говоря, в гости, но мы действительно очень уютно там себя почувствовали).

Фото-сессия этого дня состоялась вот в этих уголках Владивостока:

День второй: на кромке Тихого Океана

Суббота, 25-е июня 2011. Владивосток


Поезд на Хабаровск отправлялся вечером, в нашем распоряжении был целый субботний день. Да и погода прекрасная, настоящие волгари в таком случае не упустят водной прогулки, так что он удался на славу.


Но сначала -в музей "Крепость Владивосток (http://www.vlad-fort.ru/). Даже пацифистские наклонности не помешают проникнуться уважением к создателям этого грандиозного по тем временам сооружения. Инженерная часть очень впечатляющая.

А в остальном — полноценный военно-краеведческий музей, с разнообразной экспозицией вооружений и предметов разных периодов существования крепости. С внешних сооружений крепости открываются хорошие виды на Амурский залив.

Этот музей занимает только один из фортов гигантской оборонительной системы, построенной в период 1889 - 1918. Система фортов расположена по всему периметру и защищает город и бухту не только с моря, но и с суши.

Потом можно ещё немного побродить по улицам центра. В музее нас, первых посетителей дня, сменяет китайская группа, прибывшая на небольшом автобусе. По пути в порт пересекаем обширый перекрёсток, под которым прячутся железнодорожные пути первого (в отсчёте восток - запад) километра ТРАНССИБа - поедем по ним уже сегодня.

Некоторые из центральных кварталов на нашем пути уже были основательно приукрашены, сквер с арками городов-побратимов произвёл наиприятнейшее впечатление. Но на многих других тротуары временно отсутсвовали - шла массированная замена их покрытия на более презентабельное.

Теперь мини-круиз на Остров Русский и обратно.

Отправляемся от причальной стенки морского терминала:

Пока супер-мост на остров ещё не был построен, добраться туда из Владивостока можно только по воде. Маршруты пролегают не по открытому океану, а по Бухте Золотой Рог и по проливу Босфор Восточный, но это все-таки не речное, а настоящее морское плавание, хотя и недолгое. Там курсировали грузопассажирские паромы и пассажирские суда, называемые на морском жаргоне «катерами», и соответствующие речным-озерным теплоходам для пригородного сообщения (с высоким бортом). Водная прогулка на остров и обратно считается одной из интереснейших экскурсий по Владивостоку и окрестностям, в хорошую погоду, разумеется. Ее уже стали активно пропагандировать и в телепередачах, направленных на развитие внутреннего туризма.

Наш опыт, проведенный в солнечный субботний день 25.06.2011, подтверждает интересность такого мероприятия для гостей города: синие прозрачные воды, прекрасные виды на город и его сопки, на огромный порт, на сам остров и на океанские заливы... Да и стройка грандиозных, но изящных мостов тоже радовала глаз, а в готовом виде они должны быть ещё краше. Вероятно, после «саммита» 2012, соответствующего наплыва интуристов, открытия моста на остров и пр., водный путь утратил транспортное значение и стал действительно прогулочным.

И начало этой прогулки проходит мимо впечатляющего контейнерного терминала. Собственно говоря, грузовой ТРАСНССИБ тут уже присутствует прямо за пирамидами контейнегов - это подъездные пути порта. Но официальный километраж начинается или заканчивается уже за нашей спиной - на пассажирском вокзале, что смыкается с морским пассажирским терминалом.

А вот уже и главный пролив, отделяющий Остров Русский от континента. Сейчас мы смотрим в западном направлении, и видим там Амурский Залив. Справа просматривается один из суперледоколов, неужели атомный?
Причал у островного посёлка Поспелов: серединка для перевозящих автотранспорт паромов, боковушки - для "катеров" вместимостью около пары сотен плотно упакованных пассажиров. На втором плане стройка моста.</div>

А вот и весь его будущий пролёт длиной 1104 метра, на момент ввода в эксплуатацию в 2012-м это был мировой рекорд для вантовых мостов. А по высоте Русский Мост считается вторым в мире: пилоны достигают 324-х метров, а просвет над водой составляет 70 м.

На востоке, за строящимся мостом, мы видим Уссурийский Залив, как и Амурский Залив, он является частью более обширного Залива Петра Великого. Но это очень уж утончённая терминология, т.к. все эти воды относятся к Тихому Океану, мы сейчас попали на него впервые в жизни. Как потом оказалось, лиха беда начало: не прошло и года, как снова на нём отметились со стороны Чили, а ещё через два и со стороны Австралии.

Ну а пока возвращаемся в Бухту Золотой Рог, мимо нашей Армады.

А это суда береговой охраны, специолизированные на противодействии глобальным браконьерам.<br />

Перевозка автотранспорта на остров и обратно действуют бесперебойно.

После плавания через пролив осталось время на ещё одну прогулку по городу в сторону океана. Путь туда лежал через железнодорожный вокзал, перед которым В.И.Ленин снова даёт команду на развитие розничной торговли и прочего НЭПа.

Почти все набережные, а также улицы-площади верхнего яруса "морского фасада" оказались в разгаре реконструкции.

Прыгая с кочки на кочку старались понять, как уютно тут будет после окончания этой пыльной кампании. Да здравствует "саммит".

Хотя пляжи оказались незавидными, как по бразильским стандартам, так и по самарским, морская вода смотрелась очень привлекательно.

А панорамы и вовсе несравненны.

Вечереет, и мы уже "на флажке", спешим домой, чтобы собраться в путь-дорогу.

Субботним вечером прощаемся с Владивостоком и нашими новыми друзьями. Перед отъездом на вокзал любуемся ещё одной панорамой - с крыши ставшего и нашим тоже дома, прямо напротив "сухого дока". Понравилось. Вернёмся. Когда-нибудь, уже не на полтора дня, а на 3-4...

------
Во второй день прогулок по Владивостоку наша карта фотосъёмок и уплотнилась и расширилась:

А с учётом водного маршрута охват территории увеличился ещё стала ещё больше

Наш полный фотоальбом этих двух дней:
https://picasaweb.google.com/116153783132715915822/Vladivostok

Начало большого пути: Владивосток - Хабаровск, 25 -26 июня 2011 г.



С владивостокского вокзала на восток, через всю азиатскую часть России, как упрощённо показывет эта схема ТРАНССИБа:

 


В эту ночь нам предстоит первый участок пятиступенчатого пути обратно в Европу, и самый короткий из всех, всего-то 767 км и менее 13-ти часов. Можно было бы и в 11 уложиться, но мы купили билеты на не самый быстрый здесь поезд 207Э (Владивосток – Новокузнецк), не столько из экономии, сколько для увеличения шансов выспаться.

Впрочем, эти шансы зависят не только от длительности пребывания в горизонтальном положении, но и от окружающей обстановки. Места 35 и 36 плацкартного вагона, у самой двери в туалет и тамбур. Это для тренировки, после Хабаровска нас ждут ещё две ночи на таких же. Поскольку в такой дальней поездке, так или иначе, придётся проявить изрядный стоицизм, почему бы и не согласиться на полноформатный вариант. Стук колёс, индивидуальные средства защиты слуховой системы и качественное погружение в себя помогут нейтрализовать звуки хлопающей двери, и не только это.

Других осложнений пока не предвидится. Соседи выпали вроде адекватные, да и к долгому пути привычные. Молодая девушка сразу забралась на верхнюю полку напротив. С коробкой сладостей и цветочком, которые получила от провожавшего её и её чемодан юноши. На нижней полке расположился мужчина лет сорока, с толстенной книгой кроссвордов, как будто для кругосветного плавания. Значит, будет интеллигентно их разгадывать, может иногда и за подсказками обратится, но это не помеха. Боковые места пока и вовсе свободны. В целом по вагону немало свободных мест.

Вагон староватый, кондиционер тут и не снился. Но погода хорошая, не жарко и не холодно, вентиляция нормальная, так что тренировка будет несложная, просто лёгкая разминка.

Первый километр едем по уже знакомой части города, где сбоку, а где снизу от недавно хоженых мест. Потом примерно час вдоль берега Амурского залива, как раз со стороны нашего окна. Красиво, но фотографировать сквозь грязное стекло не хочется, да и вечереет уже.

Лёгкий ужин и можно переходить к медитации, которая может превратиться в дремоту, а потом и в крепкий сон.

Потом настало время ужина нашего соседа. Тут всё было серьёзнее. Солидное количество закусок разложено по столику. Приглашён коллега из другого вагона. Появилась плоская бутылочка коньяка. Хорошо, что не водка, после первой бутылки водки многие ищут продолжения и процесс затягивается. Но любители коньяка обычно знают меру, чаще оставляют что-то ещё в первой фляжке, до худших времен.

Неспешный разговор на профессионально-бытовые темы, чинная трапеза, все спокойно. Еда закончилась, фляжка закончилась, мужчины ушли, стало ещё спокойнее.

Потом вернулись с полуторалитровой бутылкой пива и сушёной рыбой. Уселись на свободные боковые и продолжили беседу.

Станция Уссурийск. Вагон заполняется до 100%. Пиво как раз закончилось, и наш сосед со своим знакомым снова удалились, освободив боковые места заходящим пассажирам. Настораживало то, что книгу кроссвордов они с собой не взяли, так и лежит на столике.

Среди вошедших много парней в парадной форме ВДВ. То ли в отпуск, то ли «дембель». Гордятся формой и ведут себя достойно.

Среди ночи парочка вернулась снова, уже в хорошо подпитом состоянии, громко выясняя отношения между собой. Да ещё и в окружении нескольких солдат, вероятно получивших от них спиртное угощение в вагоне-ресторане. Попытались рассесться по всем нижним полкам последнего «отсека», включая и нашу. Пришлось им объяснить, что тут занято, а им пора по своим местам. Извинились и удалились снова, до утра никто не возвращался.

А нам хватило времени, чтобы нормально выспаться, в 8 утра уже были в Хабаровске, чувствуя себя отлично. Тренировка оказалась зачётной.

Вот это у вас годовщина вышла! Очень своеобразная, интересная и не похожая на другие. Вы, наверное, чемпион по акклиматизации во времени и пространстве с такими перемещениями! С интересом ожидаю продолжение - на Байкал поглазеть вашими глазами

Вот это у вас годовщина вышла! Очень своеобразная, интересная и не похожая на другие. Вы, наверное, чемпион по акклиматизации во времени и пространстве с такими перемещениями! С интересом ожидаю продолжение - на Байкал поглазеть вашими глазами
Рад Вашему интересу. Действительно, соригинальничали мы в честь той даты, но для того были достаточные мотивы.
А чемпионы, они, наверное, кругосветки накручивают в бешенном темпе и всякое такое, мы же в путешествиях за цифрами не гонимся (на работе их хватает), а просто следуем за своей мечтой. И мечта была именно на Байкале побывать. Но в процессе подготовки поездки возникли новые обстоятельства, авиабилеты во Владивосток попались сверхдешёвые, и мы решились основательнее раздвинуть наш горизонт. Как оказалось - не зря. Хабаровск тоже приятно удивил, потом в Чите была удивительная встреча... Ну и на Байкале тоже побывали, хотя и по сокращённой программе - с одной ночёвкой. Зато подъезжали к нему с самой правильной стороны.
Так что, "продолжение следует"...

Хорошо, когда позитивные случайности определяют расширение горизонтов! А какое самое необычное место было в отмечании годовщин, если не секрет?:)

Хорошо, когда позитивные случайности определяют расширение горизонтов! А какое самое необычное место было в отмечании годовщин, если не секрет?:)
Как раз ко дню 30-летия мы тогда уже успели до Самары доехать, и отмечали его на прежнем месте, собрав многих из старых друзей.
Поскольку эта дата июльская, нам обычно не с руки вдвоём куда-то исчезать в эти дни.
Поэтому чаще выпадают необычные места чтобы ДР отметить, особенно мой - октябрьский.
Так, собственно юбилей в точном смысле этого слова (50), отметили ночным полётом в Уругвай и блужданиями между и под тамошними дождями.
Случалось отмечать его и в Андах восхождением на 5400, и на Амазонке - по колено в воде.
А для декабрьских ДР моей супруги чаще находим новый для себя интересный уголок на побережье Атлантики.

Воскресенье в Хабаровске.

26-е июня 2011.
Хабаровск стал самым большим открытием в этой поездке по ТРАНССИБу. Если по Владивостоку и по Байкалу ожидания были как следует разогреты, то тут ничего особенного вроде не предусматривалось: ну разве что водная прогулка по Амуру, если повезёт. По карте город воспринимался как узкая полоска между железной дорогой и берегом реки, застроенная однотипными домами. На деле оказалось, что он на удивление чистый, организованный, зелёным и вообще приятный, во всяком случае его центральная часть. Длинные и широкие полосы бульваров, широкие улицы и тротуары с отличными качеством покрытия и разметкой... Хорошо сохранившиеся здания 19-го века, памятники, музеи... Ну и конечно набережная реки Амур, прибрежный и другие парки...

Река Амур тоже впечатляет, не только шириной русла, но и серьёзным течением. Так что в солнечный воскресный день состоялась и  водная прогулка до знаменитого двухэтажного моста.

Наш поезд прибыл по расписанию, и так потом оно и было со всеми другими поездами на маршруте. Встреча на вокзале, такси до гостиницы, размещение...

И вскоре уже шагаем по наиприятнейшей улице Муравьёва-Амурского по направлению к набережной.

Мимо классики российской архитектуры конца 19-го века.

Центр Хабаровска вытянут в противоположном глобальному вектору города направлении: от железной дороги на юго-запад, к берегу Амура, именно здесь эти линии разошлись более чем на три километра. Основная его часть ограничена двумя бульварами - Амурским с севера и Уссурийским с юга, и улица Муравьёва-Амурского это основная ось между ними, она тянется от пл. Ленина до набережной (её дополнение от той же площади до железной дороге называется пр. Карла Маркса). Любопытное совпадение: бульвары это тёзки заливов Тихого Океана, между которыми находится город Владивосток. А ведь Владивосток расположен на полуострове. Знаете, как он называется? Правильно: полуостров Муравьёва-Амурского.

Южнее Уссурийского бульвара и почти параллельно этим трём лучам идёт ещё одна широкая магистраль - ул. Ленина, которую и примем как реальную границу центрального сектора. Таким образом, в поперечном этим двум главным улицам и двум бульварам направлении он имеет протяжённость около полутора километров вдоль берега реки и не менее двух вдодь железной дороги (ул. Ленинградской). И мы неплохо погуляли по этой трапеции площадью примерно в 5 кв. км используя выпавшие нам полтора хабаровских дня.

А пока только ещё подходим к прибрежному парку, первый визуальный контакт с водами реки Амур. Впервые видим более мощную чем Волга река не в южной Америке, а прямо в родной Евразии, да ещё и непосредственно в России.

Набережная аж с бесплатным беспроводным интернетом, прогулочные суда двух таких знакомых нам типов - их ещё называют "речными трамваями". Более пожилая серия "Москвич (внизу в середине) выпускалась с 1948-го лет тридцать, было построено более полутысячи. Мощность дизельного двигателя всего лишь 150 л.с. - по одной на расчётного пассажира. &nbsp;Серия "Москва" строилась с 1969-го года, у неё два таких двигателя, и вместимость тоже двойная - до 300 чел. А вот и речной вокзал, и расписание всех рейсов. Мы выбрали себе послеобеденный, и гуляем дальше - по Уссурийскому бульвару от реки к парку "Динамо".

Монументы этого бульвара напоминают и о пограничной напряжёнке Дальнего Востока, и о том, что именно Хабаровск, а не Владивосток, играет роль главного военного и административного центра этой огромной территории. Да он и по населению уже побольше, и растёт быстрее.

Увидев этот собор неподалёку, на возвышении, мы свернули направо - к улице Ленина. А первый раз приметили это сооружение издалека - ещё когда по ул. Муравьёва-Амурского подходили к прибрежному парку. Спасо-Преображенский кафедральный собор (2001—2004) считается третьим по высоте в России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, а собственно в Хабаровске это вообще самое высокое здание города (94 м). Внутренняя отделка тоже чем-то напомнила оба известнейших храма.

На том же высоком холме над берегом Амура, рядом с мемориалам жертвам Второй Мировой появился ещё один - погибшим в "локальных войнах" то и дело вспыхивающих на этой планете.

Этот холм подарил нам ещё и вид на южную часть Хабаровска: дамба и затон на переднем плане, микрорайоны в глубине, а градирни ТЭЦ ещё дальше.

Ну а мы поднимаемся выше по широкой ул. Ленина. Общественный транспорт представлен в основном небольшими автобусами корейских марок, в основном собранных в России.

А нам пора перебираться обратно на Уссурийский Бульвар, к самому интересному его участку &nbsp;- Городским Прудам. Это впечатляющий каскад водоёмов с фонтанами, мостиками и скульптурными группами по берегам:

Самая забавная встреча - Бременские Музыканты. В отличие от скромной скульптурки, что стоит с 1953-го года в самом Бремене, в Хабаровске есть целая аллея с несколькими скульптурными группами. Дело в том, что музыканты попали в Хабаровск не напрямую из сказки Братьев Гримм, как в Бремен, а через советский мультфильм 1973-го года, выдающийся рисованный мьюзикл той поры. Поэтому сами они и выглядят русскоязычными рок-музыкантами. Есть там и король, и сыщик, и счастливые Принцесса и Трубадур. А разбойники, изгнанные музыкантами из лесной хижины, имеют вид известных комедийных героев.

Выходим отсюда через парк "Динамо" и пр. карла Маркса к центральной площади Хабаровска.

Здесь нас встречают новенький троллейбус и неоклассическое здание Дальневосточного Медицинского Института, с очень милой рекламой КНАППО на ближнем к нам углу (именно на этом авиазаводе в Хабаровском Крае начиналась сборка первой российской модели гражданских самолётов)

Солидный фонтан посередине просторной площади, белое здание Администрации Края - всё как полагается...

От площади Ленина начинается та самая ул. Муравьёва-Амурского, нам остаётся несколько кварталов до того её участка, с которого начиналась эта размашистая многочасовая прогулка.

На первом из них внимание привлекает интенсивное движение трамваев в поперечном направлении, в основном довольно возрастных.

Это улица Шеронова, на которую собраны почти все трамвайные маршруты города (их сейчас 7, а троллейбусных 4). В отличие от центральных кварталов Хабаровска, его трамвайная сеть вытянута в том же направлении, что и сам город, при этом пересекает его центр единым пучком, а немного ветвится ближе к окраинам.

Продолжаем спус по широкой и блестящей ул. Муравьёва - Амурского.

Мимо магазинов сувениров и живописи, среди прочих торговых точек.

Среди характерных архитектурных памятников в красном кирпиче.

Круг замкнулся. Передохнём часок в этом отеле, а потом покатаемся по Амуру...


В 15:30 отчалили! И быстро движемся вдоль города вниз по течению Амура. Вдоль высокго зелёного берега, за которым почти не удаётся разглядеть городских кварталов - только редкие промсооружения. как оказалось. город выходит к реке почти исключительно в своей центральной части. а остальные районы к сереру от нее несколько отступают вглубь. На другой стороне широкой реки - низкий лесистый берег, это острова, затопляемые в сезон половодья.

Ну а вот и конечная точка водного маршрута - Хабаровский мост. Длина его почти 4 км, а основных двухэтажных пролётов - 2,6 км. Такую конфигурацию, с двухпутной железной дорогой внизу и широкой автомагистралью наверху, "Амурское Чудо" приобрело только после полного завершения реконструкции, в 2009-м году. &nbsp;А строительство его началось в 1913-м году, продолжалось в годы первой мировой, и впервые движение открылось в октябре 1916-го, в однопутном железнодорожном варианте.

Таким образом, в первые 15 лет своей работы, Транссибирская железнодорожная магистраль, движение по которой было открыто в октябре 1901-го, действовала только по временной схеме - через КВЖД. И способствовала освоению сибирских территорий только западнее Читы плюс строительству порта-крепости Владивосток, а между ними работала на благо Манчжурии.

Всё советское время ТРАНССИБ на многих участках, включая амурский мост, оставался однопутным, и при этом не было непрерывной автодороги из европейской части страны до её тихоокеанского побережья: через Амур автомобили здесь перевозили на железнодорожных платформах.

Только в 1992-1998 годах вплотную со старым был построен ещё один жележнодорожный мост - для обратной ветки. В 1999-2000 старые, уже "чуть живые" пролёты &nbsp;первой ветки разобрали, а новые там монтировались только в 2005-2009. Вскоре после этого началось и сквозное движение по федеральной автотрассе М58 «Амур» Чита-Хабаровск - через Амур она прошла по верхнему ярусу моста.

Возвращаемся обратно вдоль другого берега, отсюда можно разглядеть вдали ещё несколько кусочков города. Но теперь уже мешает не крутой берег, а расстояние - река действительно широка. И течение сильное. Обратно возвращались заметно дольше, с трудом преодолевая этот мощный поток. Цвет воды грязноватый, и отчасти это объяснялось недостаточными природоохранными мерами в соседнем Китае - на фоне бурного промышленного роста и уплотнения прибрежного населения. Всего в 65 км выше по течению от Хабаровска река уже пограничная, и на правом берегу начинается цепочка китайских городов.

А вот уже и набережная. Памятник Муравьёву-Амурскому на верхнем ярусе - одна из главных достопримечательностей Хабаровска.

Скромный амурский пляжик, та самая лестница, а за ней видна ещё одна церковь-новострой, Градо-Хабаровский собор Успения Божьей Матери. Отсюда она смотрится довольно гармонично, но когда мы проходили вблизи, всё по той же ул. Муравьёва-Амурского, и цветовая гамма, и пропорции воспринимались не так органично, даже вспомнилось из А.Макаревича "Пооткрыли вновь церквей, будто извиняются..." Так оно и есть, это новострой 2001-го года, на месте Успенского Собора (1883-1905, разрушен коммунистами в 1930-м).

вот наш хабаровский фотоальбом с координатами снимков:  https://picasaweb.google.com/116153783132715915822/Khabarovsk">https://picasaweb.google.com/116153783132715915822/Khabarovsk

Схема его центральной части:

А это уже с дополнениями водной прогулки, а также привокзальных рейдов следующего дня:

Понедельник, 27-е июня 2011. Хабаровск.

В первой половине дня мы продолжали наслаждаться центральной частью города и приамурским парком, только теперь уже со стороны Амурского Бульвара, и без фотокамеры в руках.  Выезд из гостиницы в полдень, попутная машина и ранние проводы на вокзале - день-то уже рабочий. Вот он, монументальный железнодорожный вокзал г. Хабаровск.

Симпатичное трёхэтажное здание с раскидистыми крыльями, в стиле "ретро". Оно и впрямь производит впечатление чуть ли не ровесника ТРАНССИБа, но на самом деле обрело такой вид только после реконструкции 2000-2007 годов. Именно тогда появился третий этаж, а внешний облик стал напоминать то относительно небольшое здание, что существовало здесь в период 1926-1963, а потом было взорвано для постройки достаточно вместительной железобетонной кубышки.

У нас пока ещё остаётся время на прогулку по привокзальному участку всё того же Амурского Бульвара, и на покупку дорожного провианта.

Только вчера мы начинали отсюда знакомство в городом Хабарова, а теперь уже пора с ним прощаться.

Имя Хабарова здесь не менее популярно, чем фамилия, поэтому название привокзального супермаркета нисколько не удивляет.
 
Памятниками основателю города можно считать и этот монумент с его фигурой, и новую гостиницу у него в тылу.

Но вот уже двуглавый железнодорожный орёл снова расправил крылья.

А это наш поезд, посадка начинается...

Хабаровск - Чита, 27-29 июня 2011 года. - 2327 км за 42ч02м, поезд 239Э, плацкартный вагон (последний), последние места 35 и 36.

Это был если не самый длинный, то самый долгий участок нашего путешествия, почти двое суток подряд в поезде. Выехали в 3-м часу дня, до темноты главными событиями стали проезд по тому самому амурскому мосту, а также остановки в Биробиджане и в Облучье. Первая слишком короткая, чтобы прогуляться.

А вторая повеселее: мы задолго планировали это железнодорожное путешествие по ТРАНССИБу, просчитывая оба варианта, запад-восток и восток-запад, и в обоих в Облучье собирались остановиться на денек-два, там ожидалась одна из самых интересных встреч. После покупки авиабилетов остался второй вариант и в Облучье мы попадали из Хабаровска. Собирались даже ограничить пребывание в Хабаровске экскурсией в формате полдня и к ночи уже приехать в это местечко. Но обстоятельства резко изменились за несколько недель до выезда, встреча состоялась прямо в Хабаровске, где мы пробыли почти два дня, так что теперь едем до Читы сквозным поездом. Однако Облучье тоже не обошли вниманием. Место это примечательно рельефом, тоннелями и петлёй железной дороги, давшей название станции. А для нас это была ещё и первая во всем путешествии промежуточная остановка с правом на выход из вагона и прогулку по станции.

Нужно сказать, из безумно жаркого вагона, выпавшего нам на участке от Хабаровска до Читы. Мы занимали последние места 35 и 36 последнего вагона номер 12 этого поезда с громким именем Владивосток – Москва. Правда, это был не знаменитый номер 001, а его более скромный дублёр, номер 239. Наш плацкартный вагон был и вовсе дополнительным и следовал только до Омска (там мы тоже собирались остановиться, но не так скоро). Он отличался от всего поезда даже цветом, сохранял традиционный зелёный окрас советских времён.

Несколько минут быстрым шагом - и вот уже видно начало нашего состава. И тоько там, ещё дальше впереди пешеходный мост к зданию станции.
G
Времени на визит туда уже нет, да и нам нечего там делать в этот раз.
Полюбуемся своим электровозом - и обратно к хвосту поезда.

Вечерние краски предвещают скорый закат, а дорога до Читы ещё длинная...

Вторник, 28-е июня 2011.

Пятый день нашего путешествия по ТРАНССИБу, и первый целиком и полностью в дороге. Между ночью в дороге и ночью в дороге. Всё на тех же последних места 35 и 36 последнего вагона номер 12 поезда номер 239 Владивосток – Москва.
Большую часть этого дня перемещались по территории славной Амурской области.

В ожидалось около дюжины остановок в светлое время суток, из них пять более серьёзных, со стоянкой от 15 до 21 минут. При удачном раскладе, где-то можно будет подкупить чего-нибудь вкусненького, хотя реальной необходимости в этом нет. Главное – новые впечатления и побольше глотков свежего воздуха. Наш дополнительный плацкартный вагон – самый жаркий в поезде. Его когда-то переделали под использование кондиционера, с герметизацией окон и прочим, но кондиционер не работает, а окна приоткрыть удалось лишь чуть-чуть.

Это была совсем коротенькая остановка, двери не открывали

Но мы успели заметить как здесь организован транспорт местного значения: на полноценную электричку пассажиров не набирается, поэтому мощные резервные электровозы иногда катаются между соседними станциями всего лишь с одним вагоном.

Вторая платформа и наш хвостик поезда опять далеко от всего. Но зато полюбовались своим вагоном извне.

А теперь любуемся зеленью приамурских пейзажей.

Населённые пункты редки и суперкомпактны. Некоторые дома выглядят свежеподремонтированными, а есть и явно пустующие...

Через три часа следующая большая станция, с более известным названием СКОВОРОДИНО. Снова второй путь и теперь аж третья платформа, на которой никаких торговых точек. Нашему вагону и самой-то платформы уже не досталось, а ведь поезд скорее коротенький по среднероссийским стандартам.

Около самой станции тоже никакого оживления. Пешеходный мостик имеет чисто стратегическое значение и на нашу платформу спуска с него не предусматривалось.

И снова живая зелень Восточной Сибири.

Море белых и жёлтых цветов, густые леса...

Речки часто сопровождают наш путь, точнее наоборот: железную дорогу прокладывали вдоль рек везде, где возможно.

В 14:20 местного времени – самая правильная станция, ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ. Второй путь, но двери открыты в сторону станции, а на первом пути только коротенький служебный поезд, мирно стоит и почти никому не мешает.

Много торговых точек разного типа, пассажиры активно закупаются.

Ещё один паровоз памятник этого маршрута, пора уже загибать пальцы...<
Едем дальше и вскоре пересекаем границу области.

Ближе к 17 ч. ещё одна большая остановка, АМАЗАР, это уже Могочинский район Забайкальского Края.

Тут нам было не до экскурсий.Случилось так, что незадолго до этой станции заболела наша соседка по вагону, гражданка Киргизии, которая говорила больше по-узбекски, а по-русски совсем мало, и ехала с маленьким ребенком, тоже не вполне здоровым. Так что остановка прошла в основном в переговорах с проводницей, начальником поезда и врачом. В результате на очередной станции будет ждать машина скорой помощи и нужно помочь подготовить досрочную высадку.

Этим и занимаемся следующие полтора часа пути, сумели даже провести телефонные переговоры с провожавшими и встречающими. Разделили багаж, самые необходимые вещи будут при себе в больнице, а остальное проводница передаст в Красноярске встречающим.

Станция МОГОЧА, «скорая» на месте, всё сделано спокойно и профессионально. Наша соседка отправлена на срочную операцию в райбольницу, её сынишкой лет полутора тоже должны заняться. Дальше место напротив пустует...

Вышедшие из поезда по своей воле рассаживаются в машины встречающих и разъезжаются кто куда.

Несколько десятков домов у каждой из этих редких станций, а вокруг - бескрайние просторы и лес, лес, лес...

Ну а мы катим по стальным рельсам.

Видим свой электровоз на частых поворотах.

Долго смотримся в воды чистой реки...

День заканчивается. Уже в темноте, на месте сошедшей с маршрута появился новый пассажир. Он был счастлив, как после выигрыша в лотерею, прямо в ходе разговора с кассиром «в системе» вдруг откуда-то появилось свободное место. Пусть и дальше повезёт и ему, и его предшественникам, надеюсь, что помощь оказана вовремя и с ними уже всё в порядке.

Вы в своем путешествии и о других заботиться успеваете. Это обнадеживает, чем больше людей не будут проходить мимо чужой еды - тем лучше будет жизнь. 

Вы в своем путешествии и о других заботиться успеваете. Это обнадеживает, чем больше людей не будут проходить мимо чужой (б)еды - тем лучше будет жизнь. 

Спасибо, на то они и путешествия, чтобы перемешаться со всем Белым Светом.
О нас уже на следующий день ещё лучше позаботились, см. репортаж из Читы в продолжении. 

Среда, 29-е июня 2011. Чита.

Чита это достаточно большой и старинный город, основан в 1653-м году, население сейчас порядка 340 тыс. чел. Немного? Для Восточной Сибири и Дальнего Востока это уже высший разряд, наряду с уже знакомыми нам Владивостоком и Хабаровском, а также Улан-Удэ. Чита это не только столица огромного Забайкальского Края, это и важнейший транспортный узел, и концентратор оборонных объектов, и пр.

У нас было всего восемь часов, от высадки из одного поезда, до посадки в другой. Или целых восемь часов. Обязательная программа состояла в передаче посылки, составлявшей примерно четверть нашего необременительного багажа - от одного из наших друзей его двоюродному брату. Причём это предполагалось сделать прямо на вокзале, сразу по прибытии, после чего начиналась произвольная. В зависимости от наличия камеры хранения и душевых кабин на вокзале мы бы строили и дальнейшие планы по освоению центральной части города. Но новые друзья нас не только встретили, но и взяли под свою опеку на все эти восемь часов, в результате мы успели посмотреть не только город, но и его самые интересные окрестности: точку водораздела бассейнов Амура, Енисея и Лену, красивые озёра, бурятские юрты...

Мы быстренько привели себя в порядок,и вот уже спешим из уютной квартиры на вольный воздух: знакомство с городом начинаем со смотровой площадки на северном склоне Титовской Сопки. Город огибает её с севера и востока, и изрядную часть его территории занимает железнодорожная инфраструктура.

Город вовсе не бескрайний, и окраины у него в основном одноэтажные. Это юго-восточное направление, утром мы прибыли в Читу как раз через эту долину.

Прямо перед сопкой - большая сортировочная станция, недалеко от Читысходятся-расходятся пути основного ТРАНССИБа (на Хабаровск - Владивосток) и КВЖД (на Харбин и далее)

У восточного конца сортировочной станции приметна база "Вторчермета", а ещё правее...

К востоку от нас сейчас контейнерная площадка и река Чита, которую выдаёт жележнодорожный мост. Далее начинается центральная часть города, там хорошо виден златоглавый кафедральный собор, который находится недалеко от вокзала "Чита-2" (главного в городе, вопреки нумерации).

Кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери в Чите это один из крупнейших новых храмов в России, он построен в 2002-2004 годах, с соблюдением гармоничных пропорций классического Владимиро – Суздальского стиле, но отличается от известных архитектурных памятников эпохи расцвета Православия в России (XIV–XVI вв.) своим голубым цветом. Вместимость 2,5 тысячи человек, высота колокольни более 60-ти метров, а главного купола 47 метров.

Всего лишь в двух кварталах (четверть километра) к северо-западу от этого нового храма - главная площадь города, занимающая следующие два квартала. А в поперечном направлении она вытянута чуть меньше, около 220 м - это длинная сторона одного квртала в прямоугольной сетке улиц.

Здесь всё почти так же, как и сложилось в сталинские времена: это Площадь Ленина, которую рассекает пополам Проспект Ленина, а наблюдает за обстановкой там гранитный памятник Ленина.

На площадь смотрят все главные здания - и Администрации Забайкальского Края, и штаба 29-й Армии, но самое импозантное из всех принадлежит Забайкальской Железной Дороге.

Мимо него наш путь лежит по Проспекту Ленина в направлении юго-восток-восток. Уже на следующем квартале слева здесь привлекают внимание высокие порталы Дома офицеров Читинского гарнизона. В тылу у него начинается довольно большой парк.

Ещё более исторический - это музей декабристов. Он находится в старинной деревянной церкви, которая прячется в полутора километрах отсюда - на южной окраине города, у изгиба железной дороги.<br />

Церковь Св. Архангела Михаила была построена в 1775-м году, а сейчас в этом памятнике архитектуры размещена экспозиция о сосланных в Читу участниках восстания 1825-го года.

Наши фотовоспоминания о собственно городе Чита дополняют снимки из окна автомобиля:

Едем по ул. Баргузинской на юго-запад, к восточной части Пр. Ленина.

Это уже пр. Ленина, движемся в направлении центральной площади, с юго-восточной стороны

По ул. Новобульварной, перед плавным поворотом направо, на ул. Красной Звезды. Последний кадр быс сдлан уже ближе к северной окраине города, поэтому не уместился на &nbsp;первую карту-схему фотосъёмок:

Но ему найдётся место на второй, поскольку на этом рассказ не заканчивается - у нас состоялась ещё и великолепная поездка на природу!

В нескольких десятках километров К западу от Читы есть цепочка больших озёр - Ивана-Арахлейская озёрная системы озёр тянется примерно на 60 км и относится к бассейну реки Селенга. Дорога к ним ведёт в обход самой высокой части Яблонового хребта - сначала на север, а потом резко поворачивает на юго-запад. В начале пути по этому Романовскому тракту мы повстречали памятник грузовику ЗИС-5 - знаменитой "трёхтонке" времён Великой Отечественной.

А после десятиминутного подъема, на самом перевале видим памятный знак - колокол, крест и камень с надписью о том, что Яблоновый хребёт явлется водоразделом сразу трёх из 15-ти крупнейших рек планеты - Енисея, Лены и Амура. Если точнее, то этот титул принадлежит горе Паллас, и она тут действительно неподалёку. Ну а дальше нас уже порадовали сами озёра: мы и отдохнули там немного. и копчёной рыбки прикупили.

В нескольких местах повстречали рыбаков, а также компании любителей шашлыков на берегу. Это самое крупное из цепочки, озеро Арахлей: размерыми почти 11 на 7 км, глубина до 17 м, высота водного зеркала над уровнем океана 965 м.

На обратном пути, презде чем спуститься к грузовику-памятнику, сделали остановку у экспозиции традиционных бурятских юрт.

Вот такая получилась вылазка по Забайкалью:


После чего пора уже и на вокзал.

Быстрые проводы. Опять остаёмся вдвоём среди людской толпы. И опять неслабо ошарашенные неожиданно горячим приёмом и обилием впечатлений, полученных за такой короткий отрезок времени. Это просто фантастика!

Чита - Иркутск, 1013 км за 18ч19м

Поезд 011У Чита – Челябинск, это значит, что он формируется в Чите и посадка будет без спешки. Отправление в 16:47 местного времени. У нас плацкартный вагон со странным номером 27. Неужели бывают такие длинные поезда? И мы опять окажемся среди самых последних пассажиров по ходу движения поезда, но только намного дальше от локомотива? Там где даже не видно конца платформы?

Где-то за полчаса до указанного в билетах времени выдвигаемся на первую платформу, наш поезд уже на ней. Тут же обнаруживаем, что с номерами вагонов полная кутерьма, но самих вагонов не так уж и много, а наш так вообще на первой позиции. Если не считать локомотива и одного багажного вагона, конечно. Пора прощаться с вокзалом Читы и красивым собором напротив.

Внутри вагона тоже прогресс, хотя и не такой крупный. У нас теперь уже не самые худшие места, а одни их худших, номера 39 и 40. Это боковые, но не вплотную к задней двери и туалету, а следующие за ними вглубь вагона (предпоследний «отсек»). Кстати, при поездке вдвоем в плацкартном вагоне, имея незашкальные габариты вроде наших, пара боковых мест – вполне подходящий вариант. Он предоставляет достаточную автономию и возможность не особо вникать в дела основного помещения. Погода весь день стояла нежаркая, температура около +20, вентиляция в порядке, так что после длительного участка Хабаровск-Чита этот должен быть и проще, и интереснее.

Вагон сразу заполняется на все 100%, вот он, пик сезона. Наш «основной отсек» заполняют четыре одиноких путника. Сразу выявляется потенциальный нарушитель общественного порядка. Мужчина лет под 60, неубедительного сложения, уже пришёл заметно подкачанный спиртным. Не то, чтобы очень уж, но достаточно, чтобы сразу начать рассказывать двум женщинам о сложностях своей личной жизни. Одна из них поддерживала разговор, только пока не воспользовалась климатом общения, чтобы поменяться с ним местами и уютно устроиться внизу. Рассказчик стал гостем, присевшим на уголке своей бывшей полки, и продолжил развлекать уже только соседку напротив.

Он извлёк из своего багажа полуторалитровую бутыль пива и начал разбавлять им ранее залитые в желудок реагенты, в результате чего проговорил ещё какое-то время. На ночные подвиги его уже точно не хватит, тем более что «силы добра» имели на этом участке территории просто подавляющее преимущество. Другую верхнюю полку занимал спортивного сложения молодой человек с пистолетом. Это был экспедитор, сопровождавший какой-то груз соседнего багажного вагона, он был дружелюбен, но иногда подавал неодобрительные реплики в адрес оратора.

Ну а мы пока в резерве, и якобы нейтрально смотрим в окно - прощаемся с плоскогорьем Забайкальского Края:





Локальные дожди нисколько не пугают, это нормальная летняя лотерея.

На ужин планировалась копчёная рыба с озёр в окрестности Читы, но этот номер программы пришлось пропустить, обед в придорожном ресторане был таким сытным, что запас калорий пока достаточен.

Так и есть, после героического заползания на верхнюю полку, пожилой рассказчик сразу лишился остатков сил и негромко захрапел. Нам тоже хочется уснуть поскорее, чтобы не проспать начало утреннего шоу за окном. Условия для этого вполне подходящие, тем более после тренировки полученной в двух других поездах.

Ночь прошла спокойно, выспались великолепно. Еле-еле уловили факт стоянки в Улан-Удэ, с высадкой одной из пассажирок и посадкой на ее место другой...

Вот это маршрут! Пока я только, в основном, фотографии поглядел и кое-какие заметки прочел, но прочитаю рассказ полностью. Просто не могу смолчать. некоторые не любят путешествовать по своему отечеству, но у нас тоже есть что посмотреть в стране!

Модерирование: