Форум путешественников

На пути к Святому Иакову

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 391
    • Просмотр профиля
На пути к Святому Иакову
« : Декабря 09, 2014, 20:18:55 »
После воскресения Христа апостол Иаков проповедовал его учение на Пиренейском полуострове и занимался этим весьма успешно. В 44 году с Рождества Христова такое усердие было замечено и вознаграждено – его обезглавили. Останки Святого ученики отправили на волю волн в лодке. Считается, что в 813г. лодку нашли на побережьи Галисии. В это время началась Реконкиста - изгнание мавров, Апостол стал ее знаменем и небесным покровителем Испании. С его именем отвоевывали земли Иберии у мавров, распространяли Христианство на Юг полуострова. Позднее, с его же именем завоевывали территории в Новом Свете, покоряли индейцев, кого-то приобщали к христианству, кого-то упраздняли. Справедливости ради, отмечу, что сами индейцы вовсе не были очень уж благообразными. Чего только стоит любимое развлечение ацтеков, собиравшихся на площади, где при огромном стечении жаждущих зрелищ соплеменников властители этого воинственного племени рассекали грудь пленников и вырывали у еще живого человека сердце с тем, что бы он перед смертью увидел свое еще трепещущее сердце в руках палача. Жертвами были индейцы окрестных племен, которых специально для этой цели отлавливали военные отряды ацтеков.
За сотни лет скитаний лодка обросла ракушками, поэтому символом Апостола стала раковина с алым крестом Святого Иакова.

Заглянув в Википеди, можно найти маршрут паломников к Святому Иакову в Сантьяго де Компостела. В этом источнике частенько нахожу неточности, но информации о маршруте можно верить, хотя и она не совсем полная - есть еще южный путь паломников идущий, в частности, через Саламанку, который тоже отмечен знаками стилизованных раковин.

С той стороны идут паломники из Африки, из юго-западной Испании.

Паломнические ручейки, собирающиеся из разных городов Франции, я здесь не затрагиваю, а по Северной Испании вдоль Бискайского залива уже течет полноводная река. Самыми крупными пунктами этой реки являются Памплона, Бургос, Леон, далее идут Асторга, Понферрада и Саррия. До Памплоны я еще не добрался, быть может, кто-то дополнит этот рассказ. Минимум для пешего паломника составляет 100км. Пожалуй, где-то от Понферрады я и пошел бы пешком, если отправлюсь в такой путь. А пока загляну в записи о посещении Бургоса и Леона, которые наиболее интересны как архитектурным обликом, так и историей. Конечной точкой будет Сантьяго. Часть паломников идет далее до побережья, но это уже другая история.


Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #1 : Декабря 09, 2014, 21:00:35 »
Как вы беспристрастно отточено говорите о... скажем так, некоторых религиозных движениях. Даже мурашки вышли на спину постоять.
Вы и о Бургосе и Леоне в этой теме поведаете?

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 391
    • Просмотр профиля
Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #2 : Декабря 10, 2014, 00:23:18 »

Бургос. Пройдя по мосту Санта Мария через реку Арлансон, окажемся перед воротами Санта Мария, словно срисованными из сказки. В XIV веке они были встроены в крепостную стену. Ворота украшены скульптурами знаменитых личностей, среди которых уроженец здешних мест национальный герой Испании Сид Компеадор и граф Порсельос – он или даже лично король Альфонсо III Великий заложил в 884г., как только изгнали из этих мест мавров, крепость положившую начало Бургосу.

Крепость предназначалась для защиты восточных рубежей Кастилии, ее стены и сейчас стоят на вершине горы за Собором. В замке открыт музей. Билеты продают в двух вариантах: с осмотром только крепостных стен и с полным осмотром, включая экспозицию в павильоне. Вокруг замка небольшой, но довольно густой лесок с явными признаками ночной жизни в глубине парка.

Но я отвлекся. За аркой ворот Санта Мария открывается площадь Сан Фернандо перед Кафедральным собором, посвященным Вознесению Богоматери. Посреди площади замер навечно притомившийся паломник. Постройка собора начата в 1221г. Первый камень по преданию заложил собственноручно король Фернандо III. Собор, конечно, не раз перестраивали. Самые древние: южный фасад, главный неф и внутренний двор.







Собор считается одним из самых красивых готических сооружений, вход платный, часть Собора отведена под музей, фотографировать без вспышки разрешено за исключением некоторых залов. В капелле Санта Текла огорожена прозрачной стеной одна из реликвий – древнее Распятие. Но снимки через толстое стекло неудачны.

В центре – захоронения Сида Компеадора и доньи Химены.



Западный фасад Собора с ажурными башнями XIV века обращен на площадь Санта Мария с фонтаном XV века, позднее украшенным статуей Богородицы. Когда-то здесь брали питьевую воду.

Каменная лестница ведет наверх к внешне скромной церкви Святого Николая, внутри которой – шедевр камнерезного мастерства. Этот Алтарь создан де Колонья в 1505г. Здесь не музей и прихожане без симпатии относятся к посторонним.





Еще выше – церковь Сан Эстебан, но там велись серьезные реставрационные работы. Пришлось обойти стороной облако строительной пыли.
Можно подняться к Замку и спуститься справа к церкви Сан Хиль, городской крепостной стене и комплексу зданий муниципальных музеев.





На стенах домов попадаются стилизованные изображения раковин – здесь проходит Дорога франков – паломников, направляющихся в католическую столицу к святому Иакову, небесному покровителю Испании. Подобно тому, как на Руси все иностранцы звались «немцы», для испанцев все пришедшие из Европы через Францию, включая паломников, идущих в Сантьяго де Компостела, считались «франками».

Вечер застал меня у монастыря Санта Мария ла Реаль де Уэльгас. Здесь предусмотрено время для посещения, но было уже поздно. Тиха и безлюдна Семинария.

Улочки с особняками пустынны, только возле многочисленных монастырей попадаются соблюдающие строй группы детишек, возвращающихся в свой монастырский дом. Малышам явно хочется пошалить, попытки то и дело появляются, но наставницы не сводят с них глаз. Среди маленьких, вероятно, послушников довольно много негритят.

По променаду вдоль реки, под зеленой крышей из густой листвы на переплетенных ветвях я без спешки возвращаюсь к мосту и воротам Санта Мария. Темнеет.

С площади Сан Фернандо и по ночам отправляется экскурсионный автопоезд объезжающий Бургос, но я предпочитаю пешком по Сказке.


Оффлайн B.O.

  • ***
  • 391
    • Просмотр профиля
Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #3 : Декабря 10, 2014, 01:10:27 »
Как вы беспристрастно отточено говорите о... скажем так, некоторых религиозных движениях. Даже мурашки вышли на спину постоять.
Приношу свои извинения за мурашки, но все сказанное чистая правда!

Оффлайн Soul

  • ***
  • 222
    • Просмотр профиля
Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #4 : Декабря 10, 2014, 10:28:37 »
Действительно, как в сказке. Меня такая резная архитектура завораживает.

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 391
    • Просмотр профиля
Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #5 : Декабря 10, 2014, 11:26:49 »
Особенно, камнерезный алтарь.

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 391
    • Просмотр профиля
Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #6 : Декабря 10, 2014, 20:33:03 »
Леон не мог не попасть в маршрут паломников к Святому Иакову. В 914г. Ордоньо II перенес сюда из Овьедо столицу христианского королевства Астурии-Леона. Арабы еще не раз захватывали город, но в XII веке здесь впервые собрались Кортесы.

Углубившись в город, я вскоре вышел к постройке Гауди 1893 года - Каса де лос Ботинес.

Рядом с ним - дворец Гусманес 1560 года постройки, где размещается Парламент, а напротив, через площадь Санто-Доминго, - церковь Сан Марсело XVII века посвященная покровителю города - римскому центуриону принявшему христианство и жестоко за это поплатившемуся.

На площади ко мне обратилась молодая женщина с просьбой помочь деньгами – ей надо было 22,30 на автобусный билет до Мадрида, а она каким-то образом оказалась без денег. Видя мое недоумение, она поинтересовалась, на каком языке я говорю, русского она не знала, но неплохо воспроизвела ту же просьбу на английском. Денег я ей не дал, мое недоумение было вызвано другим – я знал, что автобуса на Мадрид в этот день уже не будет, а поездом несколько дороже. Было ясно, что особа говорила неправду.

От площади, где расположены еще театр и Старая мэрия, я отправился дальше по calle de Ancha.

В окружении крепостных стен стоит Собор Санта-Мария.



Этот собор - одна из самых значительных готических построек Испании, его возведение начато в 1255 году. Сейчас он на реконструкции.

На площади перед Собором застыли отец и сын. Папа привел мальчугана показать творение рук человеческих, но у мальчика совсем другие интересы. Позади них - Дворец Епископа.





Церковь Санта Мария ла Реаль, в это время в ней почти пусто. А рядом на каменной мостовой знакомое изображение раковины.





На plaza del Torres Omana расположилась современная (2002г.) скульптурная группа посвященная эпизоду из времен правления знаменитой королевы Ураки.

Пласа Майор в обрамлении галерей по другую сторону от Собора пустынна, здание Мэрии XVII века выглядит не слишком ухоженным. За ним видна самая старая в Леоне церковь Сан Мартин XI века, но она неоднократно подвергалась перестройке, последняя - в XVII веке.

Времени на осмотр Леона было совсем немного, надо было успеть на поезд. В запасе до конца тура был только один день, а я хотел посетить еще Саламанку, где раньше бывал только ночью. Пришлось поторопиться к набережной Бернесги, проститься со Львами у моста. Название города не имеет к ним отношения, Леон - изменившееся со временем слово «легион», здесь некогда распологался римский Легион Септима охранявший золотые рудники, но Львов здесь все равно чтут.

Оффлайн Soul

  • ***
  • 222
    • Просмотр профиля
Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #7 : Декабря 11, 2014, 10:34:06 »
Дворец епископа для мальчишки интересней, чем собор? Занятное наблюдение:) Говорящее.
А по поводу камнерезного алтаря, мне даже на миг показалось, что он сделан, как в Чехии в костехранилище. Уж больно ярко эти конструкции врезались в память.

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 391
    • Просмотр профиля
Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #8 : Декабря 11, 2014, 11:45:32 »
Нет, нет, парнишка из композиции под часами смотрит не назад на дворец, а вдоль улицы, не на что-то конкретное.
Костехранилище в Кутной горе мне тоже запомнилось, но с этим алтарем оно не ассоциируется. В Чехии этот довольно спорный объект отдает бесовщиной, он запоминается, но вовсе не святостью. Чехи не религиозны, а вот для испанцев католическая вера далеко не пустой звук.

Оффлайн Soul

  • ***
  • 222
    • Просмотр профиля
Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #9 : Декабря 11, 2014, 13:33:47 »
То, что вера для испанцев важна становится буквально сразу понятно, когда читаешь названия: "Санта, Сан". Ну а костехранилище, действительно, не святостью запоминается. Скорее, жутью.

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 391
    • Просмотр профиля
Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #10 : Декабря 11, 2014, 20:15:17 »

В Сантьяго де Компостела я приехал автобусом из Коруньи на один день. В Католической столице отели не из дешевых, только потом обнаружил симпатичный хостел, но и он едва ли был дешевым. Празднеств в этот день не было и публики было сравнительно немного. Оставив автостанцию за спиной, поднялся на холм и пошел по следу мелькнувшего туристического поезда направо и вниз. Спустя несколько минут через пелену моросящего дождичка стали видны башни монастыря святого Франциска и Кафедрального собора.

Город исторически подчинен Католической церкви Испании, даже королевские судьи не имели права здесь распоряжаться. По этой причине, бытующее мнение, что Сантьяго столица Галисии, ошибочно - административных (светских) функций Католическая столица не имеет.



По пути заглянул слева в симпатичный университетский городок. Медицинский факультет его размещается в Госпитале Паломников, в нем в том году шла реконструкция. Пройдя госпиталь, напротив которого прилично и недорого позавтракал, повернул налево к монастырю св. Фрациска. Место не располагало к суете, на моросящий дождичек я не стал обращать внимания, даже зонт не хотелось раскрывать.

Климат в этих местах дождливый, с Атлантики постоянно приносит туманы и морось. Камни старинных построек порыты лишайником.


Но вот и площадь Обрадорио перед Собором. Удивительная царит здесь атмосфера. Не знаю, удается ли ощутить это при поездках с группой, но в самостоятельных поездках это чувствуется весьма сильно. Для мощей Апостола в IX веке здесь построили церковь, а позднее - Собор. Башни и роскошный фасад в стиле барокко появились еще позже - в XVIII веке. Собор не столь велик, как его собратья в Севилье и Толедо. Вид Собора суров, впечатление усиливают низкие облака и тихо плачущие слезинки дождя. Даже порадовался, что пришел в такую погоду, ощущения трудно передать: сумрачно и торжественно. Замысловатые лестницы ведут в Собор.





У входа – Шишковатая колонна, прикосновение к которой, говорят, приносит Счастье. Ее сейчас оградили от желающих легко осчастливиться, но они все равно дотягиваются - стремление к Счастью непреодолимо!

Я тоже дотронулся (у меня только ноги короткие, руки-то у меня длинные), вот только счастья мне это не прибавило, согрешил! Написано же, что нельзя фотографировать в помещении под алтарем, где хранится рака с мощами, но многие фотографируют и даже со вспышкой. И я не удержался, хотя и без блица - такого кощунства я себе никогда не позволяю в храме. Оно и понятно, иные приходят сюда с последней надеждой, а тут сполохи фотокамер зевак! Грех это! Снимок получился, но по этическим мотивам мне не хотелось его публиковать. Однако в И-те снимки снимки других опубликованы, поэтому отбросил сомнения.



А над алтарем, где можно прикоснуться к Мантии фотографировать и не дадут. Убранство Собора аскетично - не должен блеск украшений отвлекать от мыслей о Божественном, Вечном! В Соборе полумрак, но тем ярче сияние Алтаря.





Конечно, обошел Собор и вокруг, прошел к самым старинным постройкам - романской церви Санта Мария до Сар, перед которой размещена сложная система двориков.



Прогулялся по одетым строгим гранитом улочкам, посетил монументальный рынок, другие церкви. Но, пора было возвращаться. Следующим утром я отправлялся в Овьедо, но это уже другой рассказ. А здесь материалы из двух поездок в сентябре 2011 и июне 2012 годов.

Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #11 : Декабря 12, 2014, 11:39:39 »
Теперь становится ясно чего они так стеклами замуровываются. Хотя лишайник добавляет аутентичности для туристов, но явно не для жителей))

Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #12 : Декабря 12, 2014, 11:44:24 »
Иван РусакоFF, согласна. Лишайники - достаточно красиво смотрятся, но вряд ли захотелось бы проводить дни своей жизни среди бесчисленных лишайников.
Я вот смотрела-смотрела, но так до конца и не поняла: а витражи в соборах имеются? Помню, меня больше всего впечатляли сводчатые потолки готических католических соборов и витражи.

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 391
    • Просмотр профиля
Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #13 : Декабря 12, 2014, 22:17:33 »
Витражи имеются, вот пример из Бургоса

Оффлайн B.O.

  • ***
  • 391
    • Просмотр профиля
Re: На пути к Святому Иакову
« Ответ #14 : Декабря 13, 2014, 02:44:23 »
Теперь становится ясно чего они так стеклами замуровываются. Хотя лишайник добавляет аутентичности для туристов, но явно не для жителей))
Возможности человека к адаптации очень велики, в Галисии сыровато, но бывает и хуже. Конечно, населенность этих мест намного меньше, чем южных.

Модерирование: